... А к Великому посту, по моему мнению, надо прививать благоговение детям с раннего детства. Это та десятина (по соотношению к кол-ву дней в году) которую мы посвящаем Богу, и это свято. Ничего мирское не должно отвлекать нас от нашего стремления к Богу, и празднику в конце поста. Я так считаю. Поэтому даже дни рождения в это время нужно праздновать по минимуму, без бесчинств, а мирские праздники можно и вообще игнорировать, не велика потеря.Надеюсь понятно объяснила? Или у вас правильнее представление?
Зы не осуждаю тех кто его празднует, это личное дело каждого. А высказать своё мнение я имею полное право, не так ли?
ну такими темпами вы православным талибанцем стать можете, "день энергетика"? вы кем работаете кстати?
не стали-ли вы "святее папы римского" ?
"...
Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека....
- А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?
- Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.
...
Ошибка первая: незнание меры - Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?
- Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.
Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище.
Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей. Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.
- Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…
-
В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав.
Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.
Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье.
Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост. Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни — только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно — надо знать меру.- А что обязательно и не подлежит изменению — и для монахов, и для мирян?
-
В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя.
Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д. - А как решают вопрос с рыбой – на практике?
-
Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу. В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!
Лучше недопоститься, чем перепоститься - Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.
Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.
- Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?
-
Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста — например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.
Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа. Ошибка вторая: не молиться - Вторая ошибка — когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.
С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать. - Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?
- Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось — у него «крышу» сносит.
Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.
К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.
Ошибка третья: осуждение - Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий», «не укради», «почитай отца и мать», и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его». Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.
Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у
каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.
Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.
Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.
http://www.pravmir.ru/velikij-post-na-dietu-pravoslavnye/