Натали, вот мне тоже кажется, что все дело в воспитателе. Приведу наш пример. Дочь 3 года проходила в садик на западном, потом мы переехали. Устроились в новый садик. Так вот, на старом месте у нас постоянно утром было-не хочу в садик, чтобы довести спокойно, нужно было все утро уговаривать. Вечером забирала-ребенок неуравновешенный, чуть-что-в слезы. Воспитатель мне улыбалась, конфеты в качестве презента брала и демонстрировала хорошее отношение. А сейчас я понимаю, что она выделяла "любимчиков", и моя дочь в это число не входила. И соответственно отношение к детям, и зависть одних детей к другим. И за драками, детскими разборками воспитатель не смотрела, вообще не организовывала совместное общение детей. Накажет, кто дрался, и всё.
Сейчас, в новом садике, все по-другому. Дочка с удовольствием ходит, уже подружилась с детками, влилась в коллектив, приходит домой спокойная, рассказывает все новости, что было в садике. Иногда даже не хочет домой уходить, говорит, мама, что ты так рано пришла? Воспитатель играет с ними, буянов в угол ненадолго ставит, в конфликтных ситуациях разбирается, находит подход к каждому ребенку. Вот так.
В общем, мысль моя такова, что надо пронаблюдать действия воспитателя, поговорить с ней насчет друзей ребенка, кто конкретно с ним дружит, кто нет, попросить понаблюдать хотя бы день. Можно придти забирать ребенка неожиданно, например, сразу после сна, тогда можно самой понаблюдать, как ребенок общается со сверстниками, даже пока Вас не заметил ни ребенок, ни воспитатель, несколько минут. И затем, когда понятна будет причина "нервного" поведения ребенка, ее устранять: проводить беседы с ребенком, рассматривая каждый конкретный случай "обиды", каждый вечер спрашивать воспитателя о том, какие сегодня были проблемы с ребенком, как их решали. Попробуйте правильно выяснить причину нежелания ребенка быть в садике, и не только со слов ребенка, он может чего-то недоговаривать.