Прежде чем начать актуальнейшее повествование о драйверах и директивах, пробежимся по азам.
Азами будем считать теорию личности Эрика Бёрна.
Э. Берн – создатель так называемого транзактного анализа. Прежде чем приступать к рассмотрению этого анализа, необходимо изучить структуру личности, предложенную Э. Берном.
Строго говоря, структура, предложенная Берном, не является структурой личности в чистом виде. Берн говорит о том, что существует несколько состояний Эго. На языке психологии состояние ЭГО можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. Каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего ЭГО, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний можно разбить на следующие категории:
1) состояния ЭГО, сходные с образами родителей;
2) состояния ЭГО, автономно направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния ЭГО, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Неформально проявления этих состояний ЭГО называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний ЭГО – Родителя, Взрослого и Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.
Смысл такого разделения можно объяснить следующим образом:
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний ЭГО, повторяющих состояния ЭГО их родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния эго при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться.
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их эго.
3. Любой человек раньше был моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться.
Родитель может проявляться двояким образом – прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном случае, человек реагирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать. Если же речь идет о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какой от него ждали. В первом случае он подражает одному из родителей, во втором – приспосабливаться к их требованиям.
Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: как приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Он ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать. Естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении. В целом Ребенок – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
Состояния эго – нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний эго.
Состояние Взрослый необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, который нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Люди испытывают удовольствие в результате успешных оценок, производимых ими каждый момент их жизни.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.
Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди делают многое только потому, что "так принято делать". Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.
Теперь можно перейти к основным понятиям транзактного анализа.
Важное понятие, которое использует Берн – понятие транзакции.
Транзакция – это действие (акция), направленное на другого человека. Это – единица общения. Отдельная транзакция состоит из транзакции-стимула и транзакции-ответа. Транзакции исходят из определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. Они являются открыто проявляющимся аспектом социальных связей индивида.
Транзакции могут складываться в ряд комплексов: времяпровождение, игры, сценарии, драйверы и директивы.
Времяпровождение – комплекс транзакций, включающий скрытые транзакции наряду с явными.
Игры – это стандартные цепочки транзакций. Игры осуществляются для получения определенных "вознаграждений". Различают три типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.
Сценарии – глобальный план развития жизни, который формируется в детстве; способ структурирования времени, который передают ребенку его родители. Сценарные процессы чаще всего передаются от Взрослого родителей к Взрослому детей.
Драйверы – программы, передающиеся от Родительских состояний Я родителей, которые могут содержаться в разных словесных и поведенческих формулировках. Нарушение драйверов приводит к психологическим проблемам.
Директивы – максимально бессознательная форма воспитания, программы, передающиеся от Детских состояний Я родителей к Детским состояниям Я ребенка. Директивы проявляются в болезнях, патологиях и асоциальном поведении.
Если человек нарушает директиву – он получает физический сигнал со стороны своего организма. Если человек нарушает мягкую, гибкую директиву, он краснеет, начинает дрожать, бледнеет, у него кружится голова, – человек получает сигналы, проявляющиеся в вегетативной системе. Можно задавать такой вопрос: "Что человек нарушает, когда краснеет, бледнеет, дрожит?"
Самый плохой вид воспитания, когда драйвер противоречит директиве и наоборот, это может привести к психологическим и психическим нарушениям.
Необходимо отметить, что одной фразой или поступком передать драйвер, директиву или сценарий невозможно. Это целый процесс передачи и приема.
Видов директив очень много. Вот лишь некоторые из них (наиболее распространенные):
1. Не живи.
Это самая тяжелая директива. Чаще всего она передается от матери: "Если бы тебя не было, я бы закончила институт и сейчас зарабатывала много денег". Для ребенка это звучит как "Маме будет хорошо, если меня не будет", "Я хороший, когда меня нет".
Эта директива также с лёгкостью передаётся изначально нежеланным детям (механизм довольно прост: первая эмоция "О, нет, я не хочу этого ребенка!" подавляется по ряду причин, вследствие чего действует напрямую на поведение матери, на её эмоции и неконтролируемые реакции).
Это программа самоубийц или убийц (если у человека реактивное образование – основная психологическая защита) в крайних случаях. В более мягких случаях эта директива приводит к уходу от родителей самыми разными способами: от психологического до физического.
2. Не будь собой.
Это программирование на подражание, имитацию кого либо. Ребенок оценивается исходя из того, насколько он похож на кого-либо. Это приводит к сложной самоидентификации. Самый яркий результат работы этой директивы – гомосексуальность. Директива в этом случае звучала как "Не будь своего пола".
"О, ты просто вылитый дедушка!", "Ты точь-в-точь твой отец в детстве!"
3. Не будь ребенком или Не радуйся.
Происходит отрицательное подкрепление тех проявлений, которые кажутся родителям детскими. Такая директива приводит к несоциальным или неприемлемым способам получения радости (алкоголизация, наркомания).
4. Не расти.
Эта директива также очень часто передается от матери и выглядит как "Не покидай меня". Женщины такого типа сценарии обычно полны. От отца к дочери эта директива исходит в виде "Не будь сексуальной".
Вывод, который в этом случае делает ребенок, звучит как "Я буду в порядке (хорошим), пока я маленький".
5. Не делай успехов.
"Я хорош, пока я не лучше родителей". Передается как отца, так и от матери в виде "Мы не пойдем в консерваторию, потому, что это для умников и сухарей" или "Ученые все такие сушеные сухари".
6. Не делай.
Эта директива передается и принимается примерно в три года, когда ребенок пытается все делать сам.
"Ой, не надо мыть посуду - -ты только грязь развезёшь!"
"Не надо, я сама завяжу тебе шнурки -- ты будешь копаться сто лет!"
"Лучше бы ты и не мыла полы -- придётся перемывать за тобой"
7. Не будь первым.
"Я хороший, пока я прежний, не меняюсь"
"Твоя идея -- подавися ею"
"Не высовывайся"
8. Не принадлежи
"Я хороший, пока я ни на кого не похож"
"Все дети с моста прыгнут -- и ты прыгнешь?"
"Ну и что, что все без шапок уже ходят, зато ты -- особенный, ни на кого не похож"
9. Не будь близким или Не люби.
"Я хороший, пока не люблю". Стереотипная вербальная формулировка этой директивы "Любовь делает человека слабым. Если я полюблю и признаюсь в этом – мной обязательно воспользуются / меня высмеют". Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, но для взрослых этот страх не менее актуален.
Детей на такую реакцию очень часто провоцируют так называемым "шантажом любовью": "Если ты меня любишь – съешь ложку каши"; ребенок делает вывод "Мне же хуже, если я люблю – если я полюблю, результатом этого будет манипулирование мною"
Очень часто с такой сильной директивой взрослый становится циничным, пессимистичным, у него появляется страх не только эмоциональной, но и физической близости. Крайний вариант этой директивы – "Не доверяй никому".
10. Не будь здоровым.
Это очень психосоматическая схема. "Я хороший, пока я болею". Очень часто родители проявляют внимание и заботу о своих детях только тогда, когда те болеют. Ребенок делает следующий вывод: "Родители меня любят только тогда, когда я болею". Часто эта директива трансформируется (генерализируется) в директиву "Я хороший. когда я плохой". Тогда человек демонстративен в своих негативных проявлениях.
11. Не думай.
Около 5 лет происходит передача и прием этой директивы, закрепление происходит в школьном возрасте. Часто такие директивы передают доминантные члены семьи. "Я хороший, пока я не думаю". Безумие – это один из выходов в выполнении этой директивы (психическая болезнь, шизофрения).
12. Не чувствуй.
"Ты должен чувствовать то, что чувствую я" или "В такой-то ситуации ты должен чувствовать то-то" – чувствовать положенные чувства. В результате человек теряет себя.
С рисунками тут:
http://eksa.diary.ru/?comments&postid=24801286