Инклюзия и дети с аутизмомТак как нарушения аутистического спектра имеют разнообразные проявления, то и
инклюзивное образование этих детей может быть процессом как очень сложным, так и
почти незаметным для коллектива детей и учителей. Все зависит от уровня развития
интеллектуального развития, которое может колебаться от крайне низкого до
превышающего норму, а также от уровня социальной адаптации, развития речи и
коммуникативных навыков, которые могут также сильно варьироваться.
В США, где в отношении детей с аутизмом активно применяют поведенческие
структурированные программы, основанные на анализе и модификации поведения, детей
готовят к тому, чтобы они могли быть «включены» в обычную жизнь. Для детей с
тяжелыми проявлениями аутизма – такая подготовка часто проходит в специальных
школах, для детей с более легкими формами – в процессе обучения в
общеобразовательных школах, но при наличии обязательного количества специальных
занятий.
Программа Son-Rise, предназначенная для помощи детям с аутизмом, создана более
тридцати лет назад супругами Барри и Самарией КАУФМАНАМИ.
Барри и Самария, профессиональные психологи, разработавшие систему тренингов "The
Option Process" для взрослых, желающих изменить свою жизнь, столкнулись с проблемой
аутизма на собственном опыте.
http://www.autism.ru/read.asp?id=164&vol=1Прикладной анализ поведения для детей с нарушениями аутистического
спектраОдной из самых серьезных проблем для педагогов – инклюзия детей с аутистическим
поведением. Опасения, что такие дети могут вести себя непредсказуемо и странно, быть
неуправляемыми, а другие дети начнут копировать их поведение, заставляют многих
отказываться от идеи инклюзии детей со сложными поведенческими нарушениями.
Опыт США и других стран, использующих программы прикладного анализа поведения,
говорит о том, что СТРУКТУРА, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ,
КАЧЕСТВЕННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ делают возможным включение детей с аутизмом в
жизнь.
Юлия ЭРЦ, консультант по Прикладному Анализу Поведения (ABA), на форуме
http://kata-log.ru/health/reabilitacia-detey-autichnogo-spektra-pri-pomoschi-prikladnogo-analiza-povedenia.htmlпишет:
«На сегодняшний день существует много программ обучения, терапии, специальные
диеты, которыми могут воспользоваться родители детей с аутизмом, но единственный
метод, который получил научное подтверждение тому, что сумел привести к значимым
улучшениям в функциональном поведении детей с аутизмом и даже снятию самого
диагноза. Этот метод является программой вмешательства, построенной на принципах
Прикладного Анализа Поведения (АВА).