Сенсорные игры и ребенок с аутизмом.
Сенсорные игры дают ребенку с диагнозом аутизм чувственные ощущения. Ощущения могут быть разными: зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, вкусовыми и обонятельными.
Когда ребенок познает окружающий мир, он впитывает в себя потоки сенсорной информации – разглядывает цветные игрушки, пробует их на вкус, шуршит пакетами, гремит кастрюлями. Малышу интересна любая мелочь и деталь. Родители понимают, что в таком возрасте ребенок развивается, поэтому терпят все – беспорядок в квартире, испорченные предметы и прочие проделки крохи.
С возрастом у здоровых детей интерес к предметам отступает на второй план, их начинают интересовать социальные отношения. Этот интерес проявляет себя даже в сюжетно-ролевой игре. У ребенка с диагнозом аутизм все иначе. Ему не интересны социальные отношения, он останавливается на этапе познания мира через предметы.
Однако предмет ребенку с диагнозом аутизм интересен не из-за функции, которую он выполняет. Малыш обращает на него внимание из-за его набора сенсорных свойств. Иногда кроха с аутизмом выделяет свойства, которые неважны для окружающих. Например, подкидает вверх журнал и следит за его полетом и шелестом страниц. Ребенок, страдающий аутизмом, исследует предмет в поисках приятных ощущений. Например, ему может понравиться гладкая лаковая поверхность, по которой он будет много раз проводить рукой.
Также малыш, у которого диагностируют аутизм, не использует предметы по их назначению. Например, может пробовать их на вкус (зубную пасту или стиральный порошок) или подбрасывать их вверх (от карандаша до молотка) и т.д. Такое поведение может привести к неприятным последствиям.
Интерес к социальным отношениям у детей с аутизмом не проявляется. Игрушки дети не используют для сюжетно-ролевых игр, они придумывают для них другое назначение, например, согнуть, подбросить, попробовать на вкус.
Сенсорные игры можно использовать для развития детей с диагнозом аутизм. Целью для проведения таких игр будет создание положительного эмоционального настроя. Взрослый должен обязательно принимать участие в таких играх. Малыша, страдающего аутизмом, можно вовлечь в игру заинтересовав новыми ощущениями. После игры у ребенка, страдающего аутизмом, останутся положительные эмоции. Со временем он поймет, что с вами интересно и начнет вам доверять. Получив доверие ребенка, родители смогут вносить в игру новый смысл, делая еще один шаг в развитии малыша с диагнозом аутизм.
С помощью сенсорных игр можно решать многие задачи, например, переживание приятных эмоций, получение ребенком новой сенсорной информации, внесение в игру нового смысла, налаживание эмоционального контакта между взрослым и крохой с аутизмом.
Первый важный шаг - наладить эмоциональный контакт между малышом с аутизмом и взрослым. Дети, страдающие аутизмом, очень осторожно относятся к незнакомым людям. Возможны даже вспышки злости и агрессии в их сторону. Маленькому аутисту нужно время, чтобы привыкнуть к новому человеку и начать доверять ему. Только после установки эмоционального контакта можно начинать проводить с малышом больным аутизмом сенсорные игры.
Во время игры радуйте себя и малыша с диагнозом аутизм. Его внутренний мир часто наполнен темными красками страха и одиночества. Попробуйте наполнить этот мир яркими красками радости и уверенности. Это поможет крохе с аутизмом стать активнее, он увидеть в вас помощника.
На следующем этапе можно начинать вводить разные развивающие сенсорные игры, которые помогут расширить представления о мире, обучить малыша разным формам взаимодействия и прочее.