Давно доказано, что на умственные способности и эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние состояние и активность матери в период внутриутробного развития человека. Не нашла подобной темы, хотя везде это признают и многое об этом сказано. Однако, все, что я читала или слышала - довольно размыто. Надо, мол, общаться с деткой, слушать музыку хорошую, читать книжки. Какую музыку? Обязательно ли именно классику? Какие книжки (а ведь это самое интересное - не бывает хорошей книжки без переживаний)? Какие существуют методики, может быть кто-то читал или слышал? А если нет, то делитесь своим оригинальным опытом.
- делюсь тем, что читала: впервые термины перинатальная и пренатальная педагогика появились на сайте президента Ассоциации педагогов новаторов Павла Тюленева.
Он, используя свою методику обучал будущего ребенка ещё до рождения - уговорив жену, которая не верила ни в какие методики, но, кое что делала. В результате его дочка Лариса в 1988 году начала читать, раньше чем ходить: складывала из букв слова с 11 месяцев, и печатала на электрической машинке в 14 месяцев, сделала лет в 10 – 11 сайт - эти результаты и видео имеются с 1999 года в Интернете на сайте типа: "Лариса - Центр Мир детей". Там же написано об основаниях новой пренатальной и перинатальной науки:
"Так, Тюленев обращает внимание на то, что родителям нужно учесть данные и других врачей - нейрофизиологов: начиная с 50-х годов Коннэл подсчитывал количество нейронов попадавших к нему детей разных возрастов. Было сделано более полутора миллионов измерений. В конце 90-х годов эти измерения были перепроверены (Стивен Голдман). Оказалось, что отмирание нейронов действительно происходит! И в огромных масштабах. Так, если вы не сумеете задействовать преднатальный опыт до 4-х месяцев, то 30 % нейронов ребенка исчезнут - рекомендует Тюленев."
Теперь о методиках. Сначала надо решить: возбудимого и неуравновешенного, или гениального ребенка вы хотите воспитать? Если гениального ребенка, тогда надо следовать рекомендациям и алгоритмам методики.
Тюленев категорически против начинать с классической музыки - аргументы его такие:
1) Классическая музыка слишком сложна, надо начинать с более понятных мелодий и постепенно по мере понимания ребенком музыки, идти к сложному.
2) В Центре Содействие развитию и воспитанию детей накоплен опыт, когда ребенок стеснялся играть на музыкальных инструментах, потому что не мог сразу воспроизвести сложные "классические" мелодии.
3) И последнее: если вы хотите чтобы ребенок умел творить, и не был меломаном, потребителем, подсевшим на музыку, начинайте с прослушивания песен - подборка песен предоставляется.
Она не всем нравится, но это - интеллектуальная подборка песен - она не только даёт представление о различных мелодиях, но и учит ребенка истории, речи, поэзии, романтике, патриотизму и т.п. Поэтому Масару Ибуку Тюленев критикует: пишет, что японец "слышал звон, да не знает где он". Напоминает, что Масару Ибука приглашал Б.П. Никитина в 1973 году в Японию и от него узнал, что музыку надо слушать, а какую Никитин и сам не знал: у него не было слуха. Ставили, что попадало под руку - в основном это была классика - вот и пошла гулять губерния - Масару Ибука, президент фирмы SONY стал всем говорить, что Никитин рекомендовал слушать классику... Но, по - Тюленеву - классике надо выделять своё время, так, как это складывалось исторически: сначала песни, потом остальное, то же по определенному порядку, видимо.
Подробнее о десятке игровых методик для разного возраста начиная с беременности и в первые месяцы можете прочитать в его книге Знать ноты - раньше, чем ходить. Есть и сайт такой. Но все предпочитают, почему то, традиционную методику, где надо платить и в конце 99 % детей никогда не хотят больше заниматься музыкой и слышать о муз. творчестве не желают. А ведь и Моцарт, и Паганини и многие другие великие люди воспитывали по нетрадиционным методикам! Традиционная методика кроме отвращения к музыке, ничему не научит. :(
Вершиной новых результатов является то, что ребенок на кассетах, записанных Тюленевым ещё в начале 90-х годов читает с листа массу взрослых песен и сразу же поёт - эту кассету может прослушать и убедиться каждая будущая мама.
То есть, в 2,5 - 3 года музыкальное образование - сольфеджио по Тюленеву заканчивается, если вы будете заниматься именно по этой методике. Но программа назвается: "Композитор - в три года!". Девиз пренатальной и перинатальной педагогики Тюленева: "Воспитание творческого человека - прежде всего", "Воспитание до года - это воспитание гения".
Всё это есть в Интернете - пересказывать - слишком долго, надо просто скачать сайты по этой системе.
Например, в системе Тюленева до рождения ребенок уже проходит два класса - их называют мирклассы: класс биохимиоэмоционального развития - "химунок" в народе, и миркласс аудиоэмоциоинтеллектуального развития - слышунок, с 4-го месяца беременности.
Соответственно, и программы обучения разные.
Лучший результат обучения с беременности: чтение с 6-ти месяцев, то есть, сразу, после того, как ребенок научится сидеть и свободно показывать пальчиком, он уже сможет доказать, что читает - показывает напечатанные слова правильно, выбирает без ошибок из пяти или десяти слов - точно как в ЕГЭ! "Покажи слово "мама"! и т.п.
Имеется масса с сенсационных результатов пренатальной и перинатальной педагогики Тюленева - это - судьба ребенка.
Например, был случай, когда ребенок ещё до 2- х лет правильно ответил на все вопросы ЕГЭ ... по химии! Скептики возражают: но это можно списать на память ребенка.
Ну, так повторите, сдавайте ЕГЭ с ребенком экстерном и списывайте себе на здоровье на память!
Ну, что ещё пересказать? С чем поделиться?
- по всем предметам имеются программы обучения до рождения и сразу после рождения - Тюленев считает, что желательно не допустить потерю 30 % нейронов ребенка, что происходит сразу после рождения - в перинатальный период. Но если вы в пренатальный период ничем не занимались, то и терять нечего.
Такие страсти и по математике, и другим предметам, называть которые я даже и опасаюсь - не поверите. Есть методика обучения 5-ти иностранным языкам до 3-х лет, 10 языков – до 5-ти лет, и т.д.… Правило Тюленева: «Иностранные языки – самое легкое, что есть на свете для ребенка!». К тому же языки с пользой занимают у ребенка время, которого у него – пруд – пруди. Только всё надо делать по науке, и не заниматься отсебятиной, самолечением…
Лучше сами почитайте, попробуйте, проверьте, хотя чего пробовать, когда все уже, наверное, во многих странах занимаются! - и убедитесь, чего время терять! Именно в период беременности многие задатки можно сформировать, - как пишет Тюленев, - в способности, ну а потом вам легче будет развить эти способности в таланты... Если это Вам надо, конечно. :)
Что касается других исследователей - действительно, время от времени приходят известия, что какие-то отдельные элементы проверяли и обнаружили, то французы, то новозелландцы...
Но законченной и проверенной системы кроме как у нас, в России, ни у кого нет. Можете посмотреть обзор на 500 страниц , написанный в США и Австралии: "Революция в обучении" - сами убедитесь. Пока что весь мир отстает от наших отечественных разработок и результатов на десятки лет. Так что у нас есть шанс! :)
Буду рада, если кому полезно и кто сможет воспитать ребенка одаренным и талантливым!