Разберемся, как должны быть оформлены документы, чтобы работника можно было лишить премии за опоздание.
Во-первых, необходимо правильно закрепить в трудовом договоре, положении о премировании или ином локальном нормативном акте основания (условия) премирования работников.
Например, можно указать, что ежемесячная премия выплачивается работникам в размере 10 процентов от суммы оклада за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. Соответственно, если работник опаздывает, то он нарушает режим рабочего времени, закрепленный в правилах внутреннего трудового распорядка. Поэтому основания выплачивать премию у работодателя отсутствуют.
Также можно установить, что премия работникам выплачивается за трудовые достижения, но при отсутствии дисциплинарных взысканий или соблюдении правил внутреннего трудового распорядка.
Наиболее удобный для работодателя вариант, когда отдельно можно закрепить как основания для премирования, так и основания для депремирования.
Например, работнику выплачивается премия в размере 100 процентов оклада за трудовые достижения. Если он нарушит режим рабочего времени, то будет депремирован в размере 10 процентов оклада.
Во-вторых, обратите внимание на приказ о премировании. В нем целесообразнее указать не тех работников, которым не будет выдана премия, а тех, которым ее начислили (Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 31 июля 2000 г. N 985-11). Ведь если работник опоздал, его все-таки не лишают премии, а просто не начисляют ее, так как оснований для начисления нет.
В-третьих, необходимо учитывать, что при возникновении спора у работодателя возникнет необходимость доказать, что работник опоздал. Подтверждение тому - табель учета рабочего времени (утв. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1).
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником (ст. 91 ТК РФ). Помимо табеля учета рабочего времени, опоздание работника подтвердят его письменные пояснения, служебная записка об отсутствии на рабочем месте...
В.Воронцова
Юрист
p.s. Повторюсь еще раз: соблюдать закон обязаны обе стороны. Разовые опоздания в расчет не идут, это метод воспитания "хронических опоздунов". Потому, как пример этих самых "хронических" является не очень хорошим стимулом к тому, чтобы остальные сотрудники приходили вовремя.
p.s.2 Добавлю еще чуток: мы живем в век высоких технологий и мобильные телефоны есть у всех. Если случается форс-мажор или возникают непредвиденные ситуации - всегда можно отзвониться непосредственному руководителю и предупредить (ведь номер телефона компании не является тайной). В ваше рабочее время ответственность за вас несет работодатель
p.s.3 Если работник систематически опаздывает, а потом остается после работы, есть смысл пересмотреть условия его трудового договора, и сделать ему рабочий день не с 9.00, а допустим с 9.30 и не до 18.00, а до 18.30. В итоге обе стороны не тратят силы "на поругаться", кадры не собирают лишние документы (у них и так работы выше крыши), работник приходит вовремя и все живут дружно и надеюсь счастливо