Изменение репутации
Пожалуйста, напишите за что вы изменяете репутацию этому пользователю

РостовМама

   

Входим:

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Размещаем:

RostovMama
https://t.me/rostovmama_official

Помогаем:

[help!] Все вместе мы - удивительная сила, которая способна творить великие дела!
[help!] Обсуждение темы сбора Сёмкиной для Сербат Артема. ПОЛИЦИЯ ВЕДЁТ ДЕЛО
[help!] Дима Джинян. 26лет. ДЦП
ТОП последних сообщений ТОП коммерческих тем Как попасть в ТОП?
[Что нового на Ростовмаме?]
С 01.01.2024 Форум переходит в архив! от Vadim
[Наши инициативы]
парична единица тайланд от Sowntsy
[Детские дома, приюты, дома ребенка]
Re: Дети-отказники в больницах (объединенная тема) от Ginger
[Детские дома, приюты, дома ребенка]
Re: Дети-отказники в больницах (объединенная тема) от Ginger
[Наши инициативы]
Где граница между защитой жизни и нарушением прав человека? от DoyleMaM

Автор Тема: Кризис 3-х лет?  (Прочитано 5722 раз)

Moderator и 1 Гость просматривают эту тему.

Medeya

  • Татьяна
  • Опытный
  • ***
  • Доброе имя +25/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 220

  • Член клуба "Без прививок"
    • Просмотр профиля
Кризис 3-х лет?
« : 28 Август 2009, 12:54:09 »

Девочки обращаюсь к вам за помощью, от имени моей сестры. У нее такая ситуация: сыну на данный момент 3 годика, ребенок просто неуправляемый, гиперактивный :be:, делает все назло, гремит , стучит, кусается. С детками и с воспитателями в детском саду ведет семя просто великолепно. Стали наказывать, а он еще хуже начинает биться, страх что называется потерял. На просьбы собрать свои игрушки или помочь что-либо сделать ложиться на диван и говорит:" Я сейчас полежу, подумаю, нужно ли мне это!" :ai: Уговоры ни по-хорошему, ни по-плохому не действуют совсем. Она уже просто сходит с ума, невозможно на это все смотреть :ak: Жалко и маму и малыша, так хочется им помочь, а не знаю как. Что это? Кризис, или возраст такой переходный. Может к детскому психологу сводить или к неврологу или куда еще. Не хочется чтоб ребенка и таблетками пичкали, но я не выдерживаю у них и более 1 дня. Очень тяжело морально. Помогите советом,опытные мамочки, как помочь в данной ситуации. Искала подобную тему, но так и не смогла у нас найти, да простят меня модераторы если уже есть таковая.
« Последнее редактирование: 23 Январь 2010, 04:19:38 от Лиза »

Спасибо тем, кто меня любит - вы делаете меня лучше
Спасибо тем, кто меня ненавидит - вы делаете меня сильнее.

Анпик

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +37/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1836

  • 8-909-400-72-42 Аня
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #1 : 28 Август 2009, 13:41:28 »

Кризис трех лет
Л. Ф. Обухова.
Из книги “Детская (возрастная) психология.
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе “О личности трехлетнего ребенка”. Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что - то делать.
Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.
Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: “дура”.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями “Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”,– писал Л. С. Выготский. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего “Я”.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых). Однако интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста “работает” над выделением своей позиции в семье - социальной структуре, в которой происходит его развитие. Такой анализ был проведен в исследовании М. Кечки.
В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка.
Особенно многочисленные исследования проводятся в психиатрии, где семью рассматривают как социальное образование, играющее важную роль в возникновении и развитии психических заболеваний. В ряде работ изучается развитие ребенка в условиях хорошо структурированной семьи. Авторы обращают внимание главным образом на то место в структуре семьи, которое дети занимают в порядке рождения. Опираясь на результаты использования различных тестов, авторы выводят значимые соотношения между позицией ребенка в порядке рождения и интеллектуальным развитием, креативностью, успеваемостью в школе. Однако существует много теоретических и методических трудностей в области изучения межличностных отношений в условиях современной, нуклеарной семьи.
В работе М. Кечки проанализировано развитие двух детей от рождения до конца дошкольного возраста. В роли экспериментаторов выступили родители детей, то есть лица, составляющие часть структуры семьи. Отсутствие постороннего наблюдателя позволило сохранить количество естественных структурных единиц данной семьи и те отношения, которые естественным образом сложились в ней. Важное значение имело и то, что родители, проводившие систематические исследования в рамках этого эксперимента, сами имели психологическое образование. Они организовывали жизнь детей не только как родители, но и как экспериментаторы, сознательно соблюдающие принципы воспитания, разработанные т основе современных психологических взглядов.
Известно, что развитие ребенка идет от социального к индивидуальному. В работе М. Кечки на примере развития двух ее собственных детей было показано, что в разных сферах психического развития ребенка процесс идет от безлично-социального к социально-индивидуальному, от недифференцированных, глобальных образований к системе отдельных психологических проявлений. В исследовании рассмотрено, как происходит дифференциация изначально единой, недифференцированной социальной ситуации, как ребенок начинает разделять себя и других, как он начинает дифференцировать окружающие его предметы, как неупорядоченный мир приобретает для ребенка порядок. Ребенок - не Робинзон, не отдельный индивид. С рождения он включен в социальную структуру, в которой воспитывается. Постепенно он должен выходить из этой ситуации, отделяться от нее не только физически, но и психологически. Для понимания развития нельзя рассматривать ребенка как обособленного индивида, необходимо учитывать социальную ситуацию, в которую включены все его проявления.
М. Кечки провела детальный психологический анализ ситуации разговора, то есть дискурсивной ситуации, в которой принимают участие не менее двух людей, позиции которых во время разговора меняются: говорящий становится слушателем, слушатель говорит. Примером дискурсивных ситуаций могут служить ситуации приветствия, обращения к другому человеку с вопросом, просьбой и т.п. В этих ситуациях люди ведут себя в соответствии с занимаемыми позициями. М. Кечки проследила, как речь ребенка в дискурсивной ситуации становится адекватной занимаемой им позиции, как ребенок начинает выделять различные позиции и понимать свое место в социальной структуре, в которой он живет.
В разговорной речи, которую слышит ребенок, важное значение имеет группа слов (”это”, “то”, “здесь”, “теперь”, “там”, “потом”, “я”, “ты” и т.д.), для которых характерно то, что они непосредственно зависят от позиции говорящего. Они, по образному выражению С. Л. Рубинштейна, составляют “координаты”, с помощью которых мы определяем положение индивидуальных предметов и действующих лиц в структуре социальной ситуации. Прослеживая развитие значения этих слов у ребенка, можно многое узнать о том, как ребенок относится к своей позиции, к своему месту в социальной структуре. Основная роль, которую выполняет речь такого типа, состоит не в назывании вещей своими именами, а в категоризации лиц, действующих в соответствующей ситуации, и в категоризации ситуаций, в которых эти действующие лица оказываются. Социальная категоризация - это разделение социального окружения на группы “мы” и “они”, на группы “я” и “другие”. Процесс дифференциации социальной ситуации развития по данным исследования М. Кечки проходит ряд этапов. Первый этап характеризует нерасчлененное употребление одного слова, которое соответствует не отдельным позициям, а ситуации в целом. Например, ребенок применяет слово “возьми!” или слово “дай!” не только тогда, когда отдает предмет, но и когда просит его. Этим словом ребенок лишь как бы отграничивает данную микроситуацию от всех остальных. Для ребенка безразлично, кто занимает какую позицию. Знаком целой ситуации служит знак любой позиции в ней (возраст от года до полутора лет).
На втором этапе (вторая половина второго года жизни) в речи и поведении ребенка появляются все знаки ситуации, но еще нет распределения ролей. Например, когда ребенок передает какойто предмет другому человеку, для него важно, чтобы было сказано и “дай”, и “на”. Хотя для него еще не имеет значение распределения ролей, важно, чтобы все слова в ситуации были сказаны или невербально воспроизведены. Как было отмечено сначала А. Валлоном, а потом Дж. Брунером, дети этого возраста охотно играют в симметричные, парные игры, такие как “катание шара”, “дай игрушку”, “прятки”, “куку” и т.п.
Именно в этих парных играх начинают вырисовываться для ребенка разные позиции, они становятся для него объектом ориентировки, и тогда в знаковом, словесном плане ребенок начинает воспроизводить как разговор за себя и за другого, так и знаки всех позиций.
Ребенок сам вводит разграничение позиций: он меняет интонацию, когда в спонтанной речи говорит за другого, оставляет место для взрослого, ждет от него ответа в разговоре, охотно меняется с партнером в парных играх. Например, в игре ребенок с “записной книжкой” в руках воспроизводит во всех деталях “телефонный разговор” (с игрушечным телефоном) с воображаемым собеседником.
Ребенок произносит ключевые слова, жестикулирует, делает паузы для “выслушивания собеседника”, несмотря на то, что у него нет еще реального опыта в телефонном разговоре.
На третьем этапе (конец второго - третий год жизни) для ребенка важно установить, что должен сказать каждый со своей позиции в актуальной социальной ситуации. Для ребенка на этом уровне развития важно, чтобы они обязательно вели себя соответственно той позиции, которую они занимают в социальной структуре. Ребенок уже точно выполняет свою роль. В диалоге он ведет не любую, а именно свою партию, но при этом имеет в виду всю ситуацию, где есть и другие позиции.
Красивой иллюстрацией этого может служить пример из книги К. И. Чуковского “От двух до пяти”:
- “Ой, дедуля, киска чихнула!”
- “Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье!”
- “А кто же скажет спасибо?”.
Поскольку киска не может ответить, сам ребенок в этой ситуации не говорит свою реплику.
К концу раннего возраста речь ребенка с формальной стороны строится достаточно правильно. Он строит свои высказывания в соответствии со своей позицией в ситуации и с учетом позиции другого человека, он начинает правильно использовать слова “я”, “ты”, “мой”, “твой” и т.д., то есть такие слова, употребление которых зависит от позиции говорящего.
На этих примерах можно проследить, как внутри социальной ситуации выделяются позиции, как ребенок овладевает своей позицией и может строить высказывания в соответствии с ней.
Таким образом, мы проследили, как первоначально нерасчлененная ситуация развития ребенка постепенно дифференцируется, в ней выделяются разные позиции. Как заметила М. Кечки, дифференцировка мира происходит не только в пространстве, но и во времени.
Ею подобраны яркие примеры, иллюстрирующие это.
Анализ жизненных ситуаций ребенка и относящихся к ним высказываний детей показывает, что высказывания, отражающие временные отношения, формируются у ребенка задолго до того, как у него появляется понятие о времени. В. Штерн считал, что примерно в полтора года ребенок делает первое лингвистическое открытие: “Каждый предмет имеет свое название”. Такое заключение в настоящее время представляется наивным, ведь ребенок еще не может в этом возрасте совершить интеллектуальное открытие такого масштаба. Но к этому времени в социальной ситуации развития ребенка уже сложилась структура диалога: “вопрос — ответ”. Можно часто наблюдать, что сначала ребенок в разных ситуациях отвечает на вопросы теми же словами, но без вопросительной интонации. Дальнейшая дифференциация структуры диалога состоит в том, что на определенный круг вопросов следует определенный круг ответов. В возрасте около двух лет ребенок улавливает, что если есть вопрос “когда?”, то нужно ответить словами из категории времени. Эти слова ребенок сначала использует недифференцированно. Слово “вечером” для ребенка может быть знаком любой ситуации, где говорится о времени. “Когда ты была у бабушки?” - спрашивают ребенка, и он отвечает: “Вечером, но я не хотела там спать, но хотела играть и обедать”. Постепенно эта смутная категория времени дифференцируется. Мир разделяется на категории “сейчас” и “не сейчас”. Ребенок начинает различать настоящее и ненастоящее: “сегодня” - все настоящее, “завтра” - все ненастоящее. “Мама сегодня купается” (то есть сейчас). “Завтра поем” (то есть потом). “Завтра утром мы были в саду”. В этих примерах (из статьи И. М. Геодакян) прошлое и будущее обозначаются еще недифференцированным по своему значению словом “завтра”.
Когда словомаркер начинает терять свое недифференцированное значение, ребенок использует два слова и ставит их рядом в одном предложении для обозначения ненастоящего времени: “завтра - вчера”. К концу второго года ребенок начинает задавать вопросы: “Сегодня завтра?”, “Сейчас завтра?”. К трем годам ребенок может уже четко выразить временную иерархию.
Наряду с пространственной и временной дифференциацией окружающего мира, на протяжении раннего возраста развивается дифференциация таких категорий окружающего мира, как количество, мера, цвет, форма и др. Рассмотрим это на примере категории количества. Сын И. М. Геодакян на вопрос: “Сколько у тебя зубов?” отвечал: “Восемь с половиной”. Когда он идет за игрушками, приговаривает: “Сейчас приду, сию минуту приду, в восемь с половиной приду”.
Н. А. Менчинская, наблюдая за развитием своего сына, отметила: “Начал сам прибегать к перечню числительных в тех случаях, когда имеет дело с количеством. Показывает пальцем на конфеты, лежащие в коробке, произнося: “4, 7″, всходит по ступенькам и говорит: “4, 7″ и т.п.
Числительные, конечно, произносятся в беспорядке, и точного соответствия между числительным и предметом нет”. С помощью числительных дети обозначают ситуацию, где надо или можно считать. Вот пример из наблюдений И. М. Геодакян. Ребенок (1 год 2 мес.) задает вопрос: “Мама, который час?” и сам же отвечает на него: “Десять копеек”. Тот же мальчик в возрасте 2 года 4 мес. кладет на весы свечку и говорит: “Посмотрю - эта свечка, что за килограмм”.
На этих примерах видно, что развитие категориального знака, как подчеркивает М. Кечки, идет от недифференцированного его использования ко все более и более дифференцированному применению в разговоре. Обычно думают (например, Ж. Пиаже), что категоризация пространственных, временных и других отношений есть чисто когнитивный процесс, но это не так. Только бытие в социальной ситуации, в структуре отношений “ребенок - взрослый” помогает ребенку в разграничении, дифференциации и осознании пространства и времени.
Сначала ребенок представляет себе течение времени нечетко, как, например, у К. И. Чуковского: “Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных. - А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькой?”
Для ребенка ясно, что бабушка и дедушка живут вместе, но он еще не понимает, что, когда бабушка была маленькой, дедушка тоже был маленький.
Поэт Валентин Берестов сообщил К. И. Чуковскому о своей двухлетней дочке Марине: “Видит безногую куклу и говорит, торжествуя: “А у Марины ножка не сломалась!” Ночью у дяди заболели зубы. Он заплакал. Марина проснулась тотчас же: - “А Марина не плачет!” Узнав причину его слез, заявляет:- “А у Марины не болят!”. К. И. Чуковский думал, что в этих ситуациях проявляется склонность ребенка к самохвальству, возвеличиванию своего “я”, своей личности за счет всякого другого лица или даже предмета. Однако, как показывает работа М. Кечки, в этих примерах проявляется процесс отграничения, отгораживания своего “я” от “другого” и даже от предметов путем противопоставления. Ребенок в громкой речи выражает разницу (или тождество) между собой и другими лицами, которые вместе с ним присутствуют в актуальной социальной ситуации. В результате этого процесса ребенок становится способным не только воспринимать себя как “дискретное” самостоятельное существо, но и обозначить себя местоимением “Я”.
Таким образом, словесное обозначение (точнее - знаковое обозначение) тождества или различия в позициях, которое возникает в ситуации сообщения другому, во время разговора, позволяет ребенку относиться к ситуации не диффузно, а дифференцированно, более точно определить свое место в ней, говорить и действовать со своей позиции, называть себя не по имени, а местоимением “Я”. Как показывают эти примеры, к концу раннего возраста речь ребенка приобретает характер функции, регулирующей распад старой социальной ситуации развития. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое “Я”, ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку. Во всех этих ситуациях ребенок сам формирует у себя свое “Я”. Приведем лишь один из бесчисленных возможных примеров: Митя (2 года 7 мес.) подходит к плите и говорит сам себе: “Митя, плиту трогать нельзя!” и вслед за этим: “А я буду! А я буду!”.
Что скрыто за феноменом “Я сам”? Д. Б. Эльконин предполагает, что у ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. В младенчестве ребенок ведет себя так, как будто он хочет того, чего хочет взрослый. В раннем возрасте ребенок уже гораздо чаще хочет сам, но, по словам Руссо, в этом возрасте хотеть он должен то, что хочет взрослый К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (про- явления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями связан. В раннем возрасте у ребенка есть только единичные аффекты, поэтому детей в этом возрасте легко воспитывать - достаточно лишь переключить их внимание. Наступает момент, когда можно отложить исполнение желания, пообещав ребенку что-то в ближайшем будущем.
Одновременно с этим у ребенка есть тенденция к немедленному осуществлению этих желании. Как же быть? Важно понять, каково действительное содержание этих желаний. Д. Б. Эльконин предполагал, что обобщенные желания заключаются в стремлении ребенка действовать самому и как взрослые люди. Возникновение этих тенденций меняет формулу возраста ребенок-преддошкольник делает то, что он хочет, но очень часто он хочет того, что хочет взрослый; и более старший ребенок-дошкольник делает тоже то, что он хочет, но действовать ему часто приходится через обобщенные желания.
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.
Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Анпик

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +37/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1836

  • 8-909-400-72-42 Аня
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #2 : 28 Август 2009, 13:42:03 »

Кризис 3 лет. Обойти острые углы?
Елена Ленной
© “Малыши.RU”
Однажды мы с сыном возвращались с прогулки. По дороге купили ему мороженное и договорились, что он съест его сразу после супа, как обычно. Но едва мы переступили порог, как сразу раздался вопль «дай мне сейчас!».
Причем, я знаю, сын ко всему сладкому довольно равнодушен. Поэтому его крик … пожалуй, поразил меня. Он кричал не потому, что хотел мороженное прямо сейчас, а потому, что это он сказал, что ему нужно мороженное прямо сейчас. Мороженное пришлось убрать в морозилку до лучших времен, а наплаканного и успокоенного ребенка срочно отправить спать. Перед сном мы обязательно минут тридцать читаем. Однако тут мое чадо заявило, что все его книги глупые. Мы вместе перебрали всю его библиотечку – когда в разряд глупых книг были занесены и любимые «Котенок Гав», и «Крокодил Гена», я в первый раз заподозрила неладное. Спать сын лег без книжки, под мой комментарий «глупые книжки читать незачем». На следующий день «умной» была признана «Энциклопедия дошкольника» и примерно неделю мы читали только ее, пока из незаслуженной ссылки не были возвращены и Котенок Гав, и Чебурашка, и паровозик из Ромашкова, и все прочие.
Кризис трех лет обычно сопровождается так называемым «семизвездием» признаков. 4 основных – негативизм (не делает потому, что взрослый попросил), упрямство (добивается желаемого не потому, что хочется, а потому, что он так сказал), строптивость (пытается разрушить прежний образ жизни, протестует против норм воспитания), своеволие (пытается все делать сам и по собственному усмотрению). Еще три признака имеют второстепенное значение – протест – бунт (ребенок начинает вести себя так, будто находится в состоянии войны с окружающими), обесценивание (тенденция принижать ценность всего того, что раньше любилось), деспотизм (обычно в семье с одним ребенком, а в семье, где есть еще дети – может появиться еще и ревность).
Как быть, когда еще вчера маленький и покладистый человечек, внезапно начинает вести себя как типичный подросток? Самое важное и самое сложное – признать, что он имеет право на такое поведение. Что он находится на очень сложном этапе – отделения от родителей и обретения самостоятельности и пока просто не знает собственных возможностей, не умеет выражать свои мысли, планировать, и прочие, неотделимые от самостоятельности, вещи. Кризис для малыша сродни повторным родам. Только теперь он выходит уже не физически из лона матери, а психологически - из лона семьи и окружения. Малыш переходит из периода «раннего детства» в период «дошкольничества». И ему трудно, очень трудно.
Обычная реакция родителей, впервые столкнувшихся с неадекватным поведением ребенка – отшлепать, наказать. Увы, но и мы с сыном прошли через это. Пока, (и, к счастью, достаточно быстро) я не поняла, что мы пошли не по тому пути.
Путь наказаний и обид может быть очень долгим, и в конце его вполне может начаться настоящая внутрисемейная война. А если и не война, то внутри ребенка может появится установка на то, что «меня не понимают», «меня не принимают». Более того, неприятие и неуважение, отношение к ребенку по принципу «ну опять ты начинаешь свои фокусы – надоело» может привести к появлению различных невротических симптомов, таких как тики, заикание, энурез, истерики, страхи.
Второй путь, куда более сложный, но менее травмирующий. Это путь «повторного рождения» – «ты идешь сам, но я тебе помогаю всеми моими силами, я уважаю твой труд на пути к самостоятельности и когда потребуется приду на помощь». К сожалению, в русской культуре нет такой традиции, как уважение к собственным детям. Поэтому современным родителям приходится учится уважению, и нередко на собственных ошибках и собственных шишках. Только уважая собственное чадо вы сможете договорится.
Самое сложное в кризисе – это то, что он, как правило наступает очень неожиданно - еще вчера все было как обычно, а сегодня … И поэтому на первый план выходит проблема адаптации родителей к стремительно меняющейся вокруг них ситуации. Сначала, скорее всего, ребенок сотрудничать откажется.
Поэтому, для родителей проблема контроля за поведением ребенка, и, самое главное, за собственным поведением встает невероятно остро. Поведение родителей должно стать очень осмотрительным – ничего не решать сгоряча, наложить мораторий на применение физической силы. И терпение, терпение, терпение. Для себя - определить какую максимальную свободу вы готовы ребенку предоставить, а чего делать ему не будет позволено не в коем случае. И четко следовать этим границам, особенно в случае демонстративных истерик. К сожалению, метод достижения цели путем топанья, крика или катания по полу очень быстро закрепляется и изжить его позднее будет гораздо сложнее.
Многих родителей просто изматывает бесконечные «нет», «не буду», «не хочу».
Рассуждать про «надо», скорее всего, совершенно бессмысленно. С негативизмом можно справляться, например, предлагая выбор из двух возможных вариантов в рамках необходимого дела – например, во время обеда – из какой тарелки есть, а во время рисования – рисовать карандашами или мелками. Некоторым родителям добиться желаемого от ребенка помогает метод «зазеркалья» - «ни в коем случае не чисти зубы», «не ешь эту кашу». И ребенок из упрямства станет делать то, что родители собственно хотят. Хорош ли этот метод?
Возможно, в некоторых случаях он позволит, к примеру, накормить ребенка. Но поможет ли он обрести ему самостоятельность? Мы этим методом не пользовались ни разу.
Потому, что те вещи, которые обязательные и относятся к привычному режиму дня, как например чистка зубов или дневной отдых нами не обсуждалась. Обсуждались лишь вопросы – какой водой умываться (холодной или теплой), кто будет намазывать пасту – я или сам, когда отнести рубашку от пижамы – перед или после чистки зубов. При этом достигались сразу обе цели – и мою (зубы почищены) и сына – он поступил так, как хотел.
Отдельно хотелось бы сказать про упрямство.
Упрямство – это прямой путь к развитию воли, к развитию целенаправленного действия. И иногда ребенку очень полезно поупрямится. Если ситуация позволяет, позвольте ребенку самому принять решение. Это прекрасный тренажер для понимания – «если захочу, то я могу». А если ситуация не позволяет –терпеливо объясните почему, предложите выбор из нескольких последствий, и разъясните как их добиться. Возможно, это потребует много времени и родительских усилий, но со временем непременно принесет положительный результат. Однако, надо признать, что для таких бесед не всегда есть время и силы. И в таких случаях есть только два разумных варианта – либо дело перевести в игру в духе «а давай как-будто…», либо перевести все в шутку. А иногда, можно и попытаться просто переключить внимание.
Когда дело доходит до слез и истерик есть одно золотое правило поведения. Ничего не предпринимать, не решать, не давать до тех пор пока малыш полностью не успокоится. И все силы направить на то, чтобы успокоить. У нас чаще, чем все другие работал метод «просто пожалеть» - обнять, погладить по головке, на ушко сказать «я тебя очень сильно люблю». Наш кризис научил очень многому не только сына, но и меня. И дело даже не в том, что я научилась правильно строить фразы, обходить острые моменты, шуткой разряжать накалившуюся между мной и сыном атмосферу.
Я научилась понимать моего ребенка совсем на ином уровне, чем было прежде. Я научилась уважать его «мама, я не хочу». Научилась слушать его и слышать. И я, на самом деле, благодарна природе за то, что нам вместе с ним пришлось пережить.
Период кризиса – очень тяжелый для родителей. Но, при их правильном поведении, довольно быстро сходящий на нет. И после окончания кризиса, родители вдруг заметят, что их ребенок, еще вчера бывший разумной крохой внезапно стал маленьким человечком, с собственными взглядами на жизнь, с собственными желаниями и, нередко, с силами для их реализации.
А в заключении мне хотелось бы привести фразу которая когда-то произвела на меня очень сильное впечатление: «Каждый ребенок должен научиться говорить «нет», и тренироваться он будет на родителях».

sve555

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +75/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1475
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #3 : 28 Август 2009, 13:44:33 »

Если ребенок гиперактивный, то наверняка он уже был у невролога (нервопатолога). Разве нет? Если у малыша была бы гиперактивность, он не смог бы себя хорошо вести в д/саду.
По-моему, поведение детей зачастую зависит от поведения и привычек в семье. Поэтому не только от ребенка все зависит, но и от "среды обитания". Криками и наказанием его не воспитаешь.
Я по своему ребенку тоже вижу, что дома из него накопившиеся за день эмоции выходят. Но все хорошо в меру.
В д/садах есть психологи. Не обращались со своей  проблемой?

origami

  • Катя
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +97/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2150

  • Мне можно. Я наблюдаюсь...
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #4 : 28 Август 2009, 13:45:12 »

Девочки обращаюсь к вам за помощью, от имени моей сестры. У нее такая ситуация: сыну на данный момент 3 годика, ребенок просто неуправляемый, гиперактивный :be:, делает все назло, гремит , стучит, кусается. С детками и с воспитателями в детском саду ведет семя просто великолепно. Стали наказывать, а он еще хуже начинает биться, страх что называется потерял. На просьбы собрать свои игрушки или помочь что-либо сделать ложиться на диван и говорит:" Я сейчас полежу, подумаю, нужно ли мне это!" :ai: Уговоры ни по-хорошему, ни по-плохому не действуют совсем.

Ну у меня МихМих тоже не сахар. Сначала я и расстраивалась, и ругалась, и наказывать тоже пыталась. Пусть сестра попробует изменить отношение к ситуации. Маленькие дети очень хорошие психологи. По своему могу сказать, что Мих точно знает как "задеть" меня или завести посильнее и активно этим пользуется. И всегда ждет мою реакцию. А когда реакции нет - уже не интересно. Пусть ваша сестра попробует один день побыть просто образцом спокойствия. Хочет сын греметь и стучать - пусть гремит на здоровье. Наоборот, выдайте ему всяких пустых кастрюль и поварешек - пусть хоть обгремится. Хочет орать дурниной - пусть орет, не заставляйте его молчать. По поводу сбора игрушек, я раньше вообще не справлялась. Сейчас правило простое - раз в неделю полный сбор игрушек в комнате. Если этого не происходит - мультики не демонстрируются. Игрухи собрал - мульты включила. Тоже может сказать я убирать не хочу - уберу завтра. Мой ответ - хорошо, тогда мультики завтра после уборки, играй Мишуха спокойно, завтра уберешь.
Всегда предлагаю мне помочь. Если не хочет, не нужно. Если помогает - обязательно хвалю, можно даже сказать изо всех сил подчеркиваю какой взрослый помощник у меня.

Зачем сразу думать о таблетках? Разве можно это решать таким образом.
Просто дайте один день ему делать все что он хочет. Я вот так парилась по многим вопросам, и потом на многое забила. Хочет разрисовать глиняную кошку гуашью - мне что жалко что ли? Зато сколько радости.

Medeya

  • Татьяна
  • Опытный
  • ***
  • Доброе имя +25/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 220

  • Член клуба "Без прививок"
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #5 : 28 Август 2009, 13:46:32 »

Если ребенок гиперактивный, то наверняка он уже был у невролога (нервопатолога). Разве нет? Если у малыша была бы гиперактивность, он не смог бы себя хорошо вести в д/саду.
По-моему, поведение детей зачастую зависит от поведения и привычек в семье. Поэтому не только от ребенка все зависит, но и от "среды обитания". Криками и наказанием его не воспитаешь.
Я по своему ребенку тоже вижу, что дома из него накопившиеся за день эмоции выходят. Но все хорошо в меру.
В д/садах есть психологи. Не обращались со своей  проблемой?
Невролог кроме валерьянки ничего не выписала, а в детском саду у них психолога нет(недавно они переехали в Волгоград)

Спасибо тем, кто меня любит - вы делаете меня лучше
Спасибо тем, кто меня ненавидит - вы делаете меня сильнее.

sve555

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +75/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1475
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #6 : 28 Август 2009, 13:52:58 »

Я с origami согласна. А если только валерьянку и выписали, значит, ребенок здоровый. Пройдет время, изменится. Но воспитывать нужно, и себя (чтобы зря не крчать), и его (чтобы на голову не сел).

Medeya

  • Татьяна
  • Опытный
  • ***
  • Доброе имя +25/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 220

  • Член клуба "Без прививок"
    • Просмотр профиля
Re: Опытные мамочки помогите советом.
« Ответ #7 : 28 Август 2009, 13:54:25 »

Ну у меня МихМих тоже не сахар. Сначала я и расстраивалась, и ругалась, и наказывать тоже пыталась. Пусть сестра попробует изменить отношение к ситуации. Маленькие дети очень хорошие психологи. По своему могу сказать, что Мих точно знает как "задеть" меня или завести посильнее и активно этим пользуется. И всегда ждет мою реакцию. А когда реакции нет - уже не интересно. Пусть ваша сестра попробует один день побыть просто образцом спокойствия. Хочет сын греметь и стучать - пусть гремит на здоровье. Наоборот, выдайте ему всяких пустых кастрюль и поварешек - пусть хоть обгремится. Хочет орать дурниной - пусть орет, не заставляйте его молчать. По поводу сбора игрушек, я раньше вообще не справлялась. Сейчас правило простое - раз в неделю полный сбор игрушек в комнате. Если этого не происходит - мультики не демонстрируются. Игрухи собрал - мульты включила. Тоже может сказать я убирать не хочу - уберу завтра. Мой ответ - хорошо, тогда мультики завтра после уборки, играй Мишуха спокойно, завтра уберешь.
Всегда предлагаю мне помочь. Если не хочет, не нужно. Если помогает - обязательно хвалю, можно даже сказать изо всех сил подчеркиваю какой взрослый помощник у меня.

Зачем сразу думать о таблетках? Разве можно это решать таким образом.
Просто дайте один день ему делать все что он хочет. Я вот так парилась по многим вопросам, и потом на многое забила. Хочет разрисовать глиняную кошку гуашью - мне что жалко что ли? Зато сколько радости.
Все перепробывали, и мультики выключали, и игнорировали, а ему все равно. Как будто протест против всех и всего(((А буквально несколько месяцев был такой мальчик-золото и полы мыть помогал и по дому убирать помогал. Я еще думаю, что это связано с разводом родителей, сестра сейчас живет с другим МЧ, и Даня его называть папой стал, отношения у него с ним складываются отличные. Ничего не понимаю
« Последнее редактирование: 28 Август 2009, 13:57:28 от Medeya »

Спасибо тем, кто меня любит - вы делаете меня лучше
Спасибо тем, кто меня ненавидит - вы делаете меня сильнее.