Про самостоятельность в обучении. И про то, все ли родители могут это делать.
Для меня главное - расставить приоритеты... И действовать, исходя из них. Как бы не было трудно. Поверьте, что для семейного абсолютно не нужно иметь диплом преподавателя, и это доступно практически всем. Было бы желание. Если у Вас есть на ребёнка 2-3 часа в день, этого уже достаточно. Потому что не буду лукавить, мамино время для такого вида нужно однозначно. Даже, если мама только "запускатель процессов" и "дирижёр".
Самостоятельность, а вернее самообразование, разнятся по возрастам и уровням развития Вашего ребёнка. Чем младше, тем менее самостоятелен ребёнок в образовании. И вопрос тут, как его максимально организовать так, чтобы он учился максимально сам. И именно этот навык - САМООБРАЗОВАНИЕ - один из наиболее важных, и наиболее сложных на современном этапе развития системы образования. Мы находимся в переломном моменте как раз. Умирает не только школа, следом умирают вузы, и, помяните моё слово, закончится тем, что всё будут вести в виде видеолекций и вебинаров. (Ну кроме тех, профессий, где нужен контакт с преподавателем и практические навыки, типа медиков и химиков)
Ребёнок началки наименее самостоятелен в образовании. Но, поверьте, исходя из опыта всех тех, кто вслед за нами перешёл на семейное, в началке на семейном маминого времени тратится не больше, чем для совместных школьных домашних заданий. И это могут все. Эту часть понят и знают все. Дальше, средняя школа. Вот тут могут быть сложности, если ребёнок не организован. Нужны навыки самообразования. Мой младший в 5-ом. Что мы делаем вместе:
1. Планируем объём материала на каждый день и планируем в дневнике каждый день.
2. Математика. В случае его затруднения разбираем новые темы по математике ( но чаще он это делает самостоятельно) + кто-то из домашних проверяет правильность решенного. Решает он сам.
3. Русский. Разбирает темы и правила , конспектирует их в компьютере практически самостоятельно, плюс всяческие упражнения, сочинения, изложения. Моё время нужно лишь на проверку выполненных заданий и диктование диктантов.
4. Французский – тут всё вместе. Самостоятельно только домашние задания.
5. Английский – занимается со мной и парой друзей. Самостоятельно только домашние задания.
6. География, история, биология – практически самостоятельное изучение при помощи учебников, интернет-ресурсов. Самостоятельно выборочно конспектирует в компьютерной программе.
7. Литература – практически самостоятельно. Со мной лишь обсуждения персонажей, идей и пр.+контроль выученных стихов.
Всё остальное у нас вне школьной программы, вне дома. Спорт, ИЗО, музыка и пр. Это всяческие кружки-секции.
На мой взгляд, средняя школа –самая сложная для родителя по временным затратам.. К этому времени часто теряется желание учиться. И репетиторов, на мой взгляд, подключать рановато. Можно вместе многое разобрать.
Старшая школа, как мне кажется, самая простая для родителя. К этому времени уже практически сформировано умение учиться самостоятельно. По самым сложным и нужным для поступления предметам обычно нанимаются репетиторы. Так что родитель, лишь держит руку на пульсе.