Наблюдаю последний год за многими мамами детей на СО. Все дружно кинулись создавать свои дидактические игры, чтобы сделать процесс обучения интересным и запоминающимся. Особенно много игр появилось для начальной школы. Хорошо это? Или плохо? Предлагаю поразмышлять сегодня об этом.
Начну со своих воспоминаний. Школу я закончила давно, в 1985, но многое хорошо помню до сих. Училась я в языковой школе, французский был со 2-го класса. И наши учителя французского, конечно, же использовали игровые моменты, чтобы увлечь нас. Помню, как у нас проверяли слова. У нас были изодиктанты, когда слова были «предметного ряда». Преподаватель называл слово, а нам нужно было его быстро зарисовать схематично. Было очень весело. А ещё была игра-соревнование. Слова за урок или тему проверяли у нас так: всех поднимали и каждому называли слово или словосочетание. Если ученик не называл его, он «выбывал из игры» - садился. Выигрывал тот, кто лучше всех знал слова. Конечно, соревновательный мотив тоже помогал. Всегда особенно отмечали тех, кто держал пальму первенства несколько раз подряд. И поскольку группа у нас была «сильная», редко кому удавалось это. Все учились достаточно ровно. Какой процент времени уходил на такие игры? Процентов пять- десять от силы.
Помню ещё игру-путешествие, которое нам организовала наша учительница географии в 6-м классе. Тогда мы учили географию материков. Она разбила нас на две команды: мальчиков и девочек. Предложила нам поиграть в экспедицию. Предложила командам маршруты, которые мы должны были «пройти» и описать всё, что видели. В командах были разные специалисты: геологи, климатологи, этнографы и даже повара. Команда превращалась в «экспидицию» и должна была через месяц всё описать другой команде. Капитаном команды девочек была я. У нас был даже «журнал путешествия» _ старая пожелтевшая от времени общая тетрадка, которую обернули в карту материков и нарисовали, пройденный маршрут. Я до сих пор помню «отчёты» всех «специалистов» и даже вкус блюд, которые «повар» приготовил, чтобы ознакомить с едой народов, у которых мы «останавливались» и которых мы «изучали». А ведь прошло 40 лет. Вот она игровая, соревновательная и проектная методика в действии! А ведь почти сорок лет прошло! И именно эта игра – одно из самых ярких моих школьных воспоминаний.
Позже, когда я начала учить языкам дошкольников, это было очень востребовано в 90-ые. Именно для того, чтобы понять, как обучать маленьких я и закончила «психологию в сфере народного образования», причём уже за свои, немалые тогда деньги я создала практически свою систему игр для этого возраста: все речевые навыки отрабатывались в той или иной игре, до полной автоматизации. Первые идеи я черпала в оригинале видеокурса Маззи, который был у меня. Потом я уже сама создавала их «пачками».
Пользую до сих пор. Да, класса до 3-4 можно учить «не вылазя из игр», но хорошо ли это в таких объёмах?
Игровой мотив один из самых древних. Его, по сути можно, вообще приравнять по силе к биологическим. Даже животные обучают детенышей в игре. Поэтому у геймификации, конечно, есть свои плюсы. Без неё просто не обойтись на ранних этапах образования, особенно, там где нужна трудоёмкая работа над навыками или запоминанием, в тот период , когда не сформированы доли мозга, отвечающие за волевые усилия ( они формируются к 11 годам в среднем) При помощи игр, например, можно легко выучить все формы 100 неправильных глаголов, в английском, падежные окончания существительных в русском , таблицу умножения и пр. Каковы в целом плюсы привлечения игр в обучение:
1. Вызывает интерес у всех
2. Является древнейшим мотивом
3. Объединяет поколения и людей(детей) одного возраста
4. В игре легко переносится труд и усилия
5. Может возникать внутренняя мотивация
6. Улучшает настроение
Но кстати, мало кто понимает , что у геймификации есть и серьезные минусы.
1. Дофамин ( гормон радости и удовольствия), дофаминовое «истощение», целое поколение, которое ничем не интересуется
2. Уход из реальности в виртуальность
3. Отсутствие собственной цели. (поиграют, а потом сами поймут, что им даже в игре это не надо)
4. Геймификация – часто скрывает манипуляцию
5. Большая трата педагогического времени
На дофамине остановлюсь специально. Это вещество, приносящееся нам ощущение радости и удовольствия, в больших дозах небезопасно. Особенно много его выделяется в результате компьютерных игр. Поэтому я лично их вообще никому не советую. Да, здоров, да классно, да за ними ребёнок может сидеть часами. И вроде как учиться так сам! Но… есть последствия … Вызывает привыкание, хочется всё больше и больше дофамина мозгу… А где его взять? Вот тут и возникают на горизонте все уже необразовательные игры… Тадам! И ваш ребенок вполне может заболеть игроманией. Кто не сталкивался, считает, что просто все другие своих детей воспитывать не умеют. Да, конечно, не все дети легко подсаживаются на это. Зависит от двух факторов: образа жизни в семье и индивидуальных особенностей ребёнка. И вот тут у каждого может быть своя история. Иногда совсем не весёлая. За тридцать лет наблюдений за обучающими компьютерными играми, я уверенно могу сказать, что практически нет таких, которые невозможно было бы заменить хотя бы обычными настольными. Разница только в одном – в яркости «фантика» и более высоком темпе игры. Но нужен ли он? Или мы скорость реакции тренируем? Так вперед все на «формулу 1»! Поэтому последние десять лет единственные компьютерные обучалки, которые использую из курса BBC «Muzzy». У них на сайте прекрасная подборка, рассчитанная на то, чтобы ребёнок в полном одиночестве, без родителей и носителей языка мог сам освоить язык. Так, что прошу всех использовать их аккуратно… В результате их активного использования у нас уже выросло целое поколение с дофаминовым истощением. Отличительная черта таких детей – апатия. Им ничего не интересно. Помню, как взяли на выставку роботов сынишку наших знакомых. Его ничем не смогли там заинтересовать. Так и ходил между экспонатами со скучающим лицом. Мы сами от него устали в результате. Объяснения простые: в это время мама тяжело болела, папа был занят на работе днями, мальчишка был предоставлен сам себе, то есть смартфону, в наших реалиях.
Так и хочет спросить тех, кто только играет, обучая детей? А что дальше Вы будете с ними делать? В среднем и в старшем школьном возрасте? Проблемы геймификации это серьёзные «бомбы», которые Вы закладываете под образование ребёнка. Я не против игр вообще, и даже за. Сама их активно использую для обучения языкам. Но во всем нужна золотая середина. Игра в данном случае не «топливо», а скорее «присадка» к «топливу», «масло в каше», не будете же Вы питаться одним маслом. Так и тут. Я для себя сформулировала правила использования игр в обучении. Принципы использования игр в обучении:
1. Игра в обучении должна вписываться в систему обучения. То есть игра проводится не просто так, а именно для отработки какой-либо темы изучаемого материала.
2. Всегда при использовании, перед игрой, даже очень маленьким детям на доступном им языке, пояснять, для чего мы играем, в чём та или иная игра им поможет.
3. Повторяемость и новизна. В зависимости от уровня усвоения необходимого учебного материала учащимися игра либо просто повторяется в неизменном в виде, либо усложняется.
4. Играть можно только добровольно.
5. Красивое и функциональное оформление игры привлекает внимание и создаёт удобство. Но помню даже пару раз вместо цветных фишек, которых не оказалось под рукой, использовала бельевые прищепки.
6. Не использовать там, где вполне можно немного «поднапрячься» и обойтись без игр. Кстати, напряжение вообще лежит в основе любого развития, и тем более образования.
7. Постепенно уменьшать количество игр при обучении. Если у Вас изначально соотношение игр и учебного материала 80% к 20%, то уже в средней школе следует делать так, чтобы это соотношение поменялось местами.
Исключение из всех игр составляют, на мой взгляд, только дидактические игры для изучения иностранных языков. Их целью становится часто создание речевой ситуации, без которой невозможна практика в говорении и слушании.
С младшим сыном, он в 6-ом классе, мы практически не играем уже. Исключения – языковые (английский, французский речевые игры) и игры @kvartet, которые мы очень любим в семье. Кстати, во многие игры многие семейники играют с детьми просто для того, чтобы с пользой провести время вместе.
А какой процент игр в Вашем семейном обучении?