ПРИЧИНЫ ГРЯДУЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ В СО. Конец СО?
Это не паника. Прошу всех читающих дочитать до конца. Простите за слишком много букв. Но накипело.
Я в образовании, как преподаватель и репетитор 30 лет, на семейном образовании более 10 лет, поэтому я хорошо понимаю сам процесс и его тенденции. И сейчас, когда сообщества семейников в соцсетях взволнованы новыми проектами правительства относительно СО, я пытаюсь понять причины происходящего. Все, что я напишу дальше, сугубо моя точка зрения, поэтому прошу не бросать в меня тухлые яйца, гнилые помидоры или просто тапки.(((
Уверена: «если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно». Над семейниками явно что-то нависло. В январе был проект приказа, которому мы все дружно ставили дизлайк на сайте общественных инициатив. Теперь – это новый проект дополнений к закону с целью введения обязательных аттестаций в школах по месту жительства.. Что-то явно происходит, что заставляет «верхи» действовать в данном направлении. Давайте вместе попытаемся проанализировать ситуацию и найти отправные точки, ведущие ситуацию к нежелательным для нас всех изменениям. Это в любом случае может помочь и скоординировать наши действия.
Первый возможный вариант. Нарастающей тенденцией семейного образования стало семейное НЕобразование. Я на 100%, на 200% согласна, что программу образования наших детей нужно менять, что учить нужно другому и иначе, но когда я читаю на страницах интернета рассуждения родителей, что можно даже таблицу умножения не учить, мне становится страшно за будущее поколение. А вот в то, что этого может опасаться наше правительство, я поверить не могу. Потому что за 30 последних лет я , как преподаватель и психолог, вижу, как развалили систему образования и как продолжаются «танцы с бубнами» на пепелище. Мне страшно смотреть на то, что образования в стране остался лишь «призрак», лишь «видимость», лишь «оболочка». Огромное количество детей, находящихся на школьном обучении вокруг меня, учатся дома, с родителями, с репетиторами… но никак не в школе. Преподаватели школ официально заявляют ( это массовая тенденция), что они только «контролёры ОТК», а учить детей не их, а ваша (родительская ) забота. Эта всеобщая ложь всех всем разъела общество как ржа, как раковая опухоль. Мы всё время слышим, что образование всё становится лучше, эффективнее. А дома, общаясь с детьми, видим, что происходит со школьным образованием в реальности. Именно поэтому многие из нас забрали детей на СО, Было бы хорошее образование для детей в школе, многие родители бы даже не думали бы взвалить на себя этот груз. Что же происходит со школой? Безграмотные, ненавидящие свою работу и своих учеников учителя правят бал. Нет, остались ещё единицы хороших, но их с каждым годом всё меньше и меньше. Учителями управляют ещё более безграмотные и «эффективные менеджеры» - чиновники от образования, в результате деятельности которых последние Учителя с большой буквы покинули или покидают школы. Учить нужно по безграмотным и пустым учебникам, по которым защищены диссертации, но над которыми шутит весь русскоязычный интернет. Тесты, и в том числе ЕГЭ и ОГЭ, полны ошибок. Неужели система сама не видит и не знает, что в ней происходит? Сомневаюсь. В течение 30 лет образование наших детей, по сути, никого, кроме родителей не интересует. Поэтому я не верю в то, что возможные изменения связаны с тем, что кого-то наверху реально волнует качество «избыточного» образования наших детей. Кто и когда видел, чтобы «проблемы туземцев интересовали шерифа?» Так что не в этом причина возникшей ситуации. Государственная забота о высоком качестве образования школьного образования для меня сомнительна. Видны лишь голословные декларации.
Второе предположение. Нас, семейников, стало слишком много. И количество детей на СО растет экспоненциально. Что там нынче по слухам? Статистики официальной пока нигде так и не увидела. От 30 000 до 100 000 детей в этом году не пришли за российские парты. Хотя цифры уже внушительные. (Помню ещё тот период, когда не было с кем словом об этом перемолвиться о СО, даже в своем регионе. ) Вроде цифра внушительная, но для государства – это капля в море. Чего так испугались? Что это всё дети осознанных родителей, которые не станут «качественными потребителями?» Так у детей таких родителей всё равно нет шансов ими стать. Они всё равно «другие». Наше правительство волнуют эти дети, которые не будут «заточены» под систему? Опять сомнения в истинности этого предположения. И хотя эти опасения «верхов» возможны, но вряд ли они бы так резко начали реагировать на возможную будущую угрозу. Мне кажется, что без собственной выгоды наши парламентарии и чиновники с места не сойдут, даже для видимости работы.
За годы фактического существования семейного ( начиная с экстерната по закону от 1992 года) была проделана огромная работа по изменению сознания общества. По факту, мы пришли к возможному анскулингу, к необязательности промежуточных аттестаций. Сама по себе форма финальных экзаменов-тестов позволяет легко оценить работу ученика в течение всех школьных лет. В реальности, их достаточно, чтобы оценить ученика и дать ему возможность продолжать/не продолжать дальнейшее обучение. Хотя до сих в нашей стране есть целые регионы, в которых чиновники противодействуют семейному образованию без промежуточных аттестаций. Никогда не забуду глаза и реакцию чиновницы в местном департаменте образования, когда я 5 лет назад пришла к ней писать заявление о переходе на семейную форму образования без промежуточных аттестаций. Законодатели, в 2012 году допустили сознательно или неосознанно оплошность, они декларировали ПА – нашим правом, а не обязанностью. Это допускает двоякую трактовку. За эту форму родители борются 7 лет, с даты принятия последнего закона об образовании. Можно долго спорить о необходимости ПА для детей, об их пользе и вреде, но есть родители-семейники, которые решают для своих детей этот вопрос положительно. И это их право. Чем так страшен этот анскулинг для государства? Безграмотностью населения? И опять читай пункт первый. Это не может быть правдой. Чем безграмотнее «туземцы», тем легче жить «шерифу». Значит, опять это не имеет отношения к причине тех изменений, которые затеваются.
Моё третье предположение. Изменения в СО хотят протянуть под шумок, очень быстро. Вначале этот проект приказа на сайте общественных инициатив во второй половине января. Когда большая часть населения, а тем более семейники, в себя не пришли, после каникул. Теперь проект поправок к закону в Госдуме в конце марта. Когда внимание общества занято другим вопросом – всенародным голосованием об изменениях в Конституции. Всем понятно, что такие поправки просто уничтожат СО в России, отставив его только декларативно, на бумаге. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но поправки к законам принимаются достаточно быстро, не тремя чтениями. Если они будут приняты сразу, то представляете, сколько недовольных действиями «верхов» недовольных граждан перед всенародным голосованием у нас возникнет? Как минимум эти же 100 000 семейников? А часто у ребёнка не один родитель, а два… А ещё есть те, кто давно это СО для своих детей планирует. А ещё есть просто сочувствующие. Так что возможная причина - создать общественный резонанс, а вернее общественное недовольство, вполне имеет место на существование. Тем более, что по слухам проект приказа, против которого мы выступили единым «фронтом» в январе, «прилетел приветом» от отправленного в отставку кабмина и министерства просвещения.
А теперь четвёртое предположение. Процитирую тут непопулярного нынче автора, В.И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики». Я уверена, что это действительно так, и положений политэкономии никто не отменял. А «Cui prodest? Cui bono». То есть ищи тех, кому выгодно. Значит, выражаясь простым человеческим языком, нужно искать деньги.
Вообще, если честно, когда я анализирую тот путь, которым идет СО и образование в России в целом, я вижу постоянную борьбу «добра и зла. И всё время борьба света и тьмы. С одной стороны, принятие такого вот закона, допускающего анскулинг, а с другой стороны попытки после принятия этого закона «задушить» это всё на местах. С одной стороны, в стране пишутся великолепнейшие для развития математического мышления учебники (например, Петерсон). Сдругой стороны, эти учебники выводятся из школьной программы и некоторые публичные лица заявляют открытым текстом, что физматшколы нам вообще уже не нужны, что они изжили себя. С одной стороны, создается бесплатная платформа для он-лайн обучения «Российская электронная школа», а с другой эта платформа работает «через пень колоду» и возникает ощущение, что деньги, затраченные на неё, где-то… но не в её работе. Опять нам «потёмкинскую деревню» построили.
То есть нужно искать деньги. Давайте размышлять в этом направлении.
Прошлый закон вывел семейников из контингента школ. В контингент школ дети на СО зачисляются только на время промежуточных аттестаций. (И правами школьников эти дети пользуются только на время аттестации. Это тема вообще отдельного поста.) Так было сделано для того, чтобы школы не получали денег за учеников, которых по факту не имеют. Поэтому школы принимают ПА, но часто совсем неохотно. Потому, что за это они ничего не получают из бюджета. Когда мой сын сдавал аттестации в школе, учителя старались сделать это с минимальными энергозатратами. Тут позиция школ понятна. Им эта работа не оплачивается и навязана сверху законом об образовании. И никак не объяснить преподавателю, почему он должен, как минимум час потратить на такую аттестацию, за которую он ничего не получит. Кто из людей в сложившемся капиталистическом обществе согласен работать бесплатно?
Родители многих регионов пытались бороться за выплаты родителям, обучающим своих детей. Большая часть из них получили отказы, аргументированные тем, что «в перспективе родителей можно наказать за нецелевое использование средств». На испуг взяли, так сказать…
Но возникает вопрос. Если государство в бюджете «закладывает» деньги на каждого ученика, то куда они деваются? Их не получают ни школы, ни родители? Где эти деньги? Остаются в бюджете? Как я понимаю, у нас закреплена модель, в которой деньги следуют за учеником. В каждом регионе они разные, эти суммы. Зависят и от комплектности школы, и от школьной ступени. Давайте предположим: в среднем за каждого ученика школа получает 10 000 рублей в месяц. За 100 000 учеников это уже внушительная сумма. Это единица с девятью нулями, то есть миллиард в месяц. За год 12 миллиардов. А вот для обычных средних региональных школ – это большие деньги. Это они недополучили те средства, которые им нужны для содержания школ, для оплаты работы учителей, оплаты воды, электроэнергии, всякого оборудования и т.д. В регионах даже указания президента, так и не приняли к исполнению, в части повышения уровня оплаты учителей. Денег нет. И скорее всего, это регионы стали стучаться наверх, с просьбами об изменении ситуации. Потому что им стало очень трудно.
С ростом количества семейников, будет ещё сложнее. Вот за эти деньги, судя по всему, и идёт сейчас борьба. Среднее государственное образование проект очень недешёвый. И выход из него большого числа учеников при подобной схеме финансирования, чреват для него финансовым крахом. В этом причина всего происходящего. По аналогии всплывает воспоминание из 90-х. Знакомая, завкафедрой одного из региональных ВУЗов, взяла на воспитание девочку из детдома. Она признавалась, что если бы не знакомые на самом верху, ей бы не удалось, этого сделать. Тогда система боролась за каждого ребенка, боясь остаться без финансирования. Что-то подобное происходит сейчас с системой образования. Запретить семейную форму невозможно. Но сделать неудобной, неприемлемой для родителя. Легко! И тогда дети будут оставаться в школе. И школа не будет терять деньги, необходимые ей для осуществления своей деятельности. Про возможные коррупционные схемы, я лучше промолчу. Но Вы же понимаете, что когда эти деньги пошли за учеником, их уже можно начинать использовать. ))) Например, купить для школы несколько тысяч рулонов туалетной бумаги, которые никто никогда там не видел, и не увидит. Это не значит, что привожу в пример, реальную схему. Но подобное возможно?
Итог: может в системе финансирования народного образования что-то не так, а не в семейном образовании? Прям, как у Жванецкого, «может в консерватории что-то подправить?»))) Может всё же как-то менять эту систему финансирования, а не «ломать об колено» семейников? Не делать их них «крепостных», требуя от них ПА только по месту жительства? И как же право на выбор школы и формы образования? Почему мы, родители, будем лишены права выбора школы для своего ребёнка, пусть даже только для промежуточных аттестаций?
И очень похоже, что причина происходящего именно в этих суммах. В качестве доказательства, мне на ум пришёл ещё один аргумент. За последние годы резко возросло число школ, которые стараются семейников перевести не на СО, а на заочное. Это стараются сделать дистанционные государственные и дистанционные частные школы. А ещё стоимость аттестаций для семейников и для заочников разная. Для заочников ниже. Рублём пытаются направить нас всех туда, куда нужно «верхам». Похоже вообще скоро кэшбэк и за это появится.))) Этот факт убеждает меня в мысли, что причина возможных изменений именно финансовая. Сверху пытаются семейное образование преобразовать в заочное. И кстати, школы, у которых для заочников аттестации ниже по стоимости, этот факт объясняют именно наличием государственного финансирования. Что и требовалось доказать.
Выходит, что не семейная форма плоха и не угодила парламентариям и чиновникам. А просто она не даёт «разгуляться» их финансовым аппетитам? Настораживает и тот факт, что за все эти годы с 1992, когда стало возможно учить детей вне школы, не было проведено ни одного мало-мальски серьезного научного исследования на уровне государства. Ни психологи, ни педагоги, ни методисты, ни нейрофизиологи – никто серьёзно, не исследовал вопрос. Получается, что государству это вообще не было интересно? Семейная форма (когда родитель по факту учит ребенка на индивидуальном учебном плане по своим программам и согласно целям семьи и ребенка) или заочная, когда по факту ребенок учится лишь по школьной программе и аттестуется по ней? Где качество образования будет лучше? Что лучше для детей и родителей? Для страны в целом?
Кстати, предвижу, что при принятии всех этих документов ( в их самом худшем варианте) Госдумой и правительством, всё сообщество семейников повалит именно на заочное в дистанционных школах, с дистанционными аттестациями. Заочное образование - не лучший, но возможный выход в складывающейся ситуации.
Всё вышеперечисленное убеждает меня, что причина происходящего именно финансовый вопрос. А не простое желание «всех посчитать» и всё упорядочить. Мои размышления на тему «Что делать?» собираюсь изложить в ближайшие дни. Но явно непродуктивны будут наши жалобы волку на то, что кто-то дерёт много овец в лесу. Надо искать разные варианты решений.
А что думаете Вы об причинах данной ситуации? Есть предположения?