Аня! то, что касается стеснительности может быть связано просто с характером, а может с возрастом. У меня младший 2007 года - практически ровесник. Он с диретокром музыкальной школы, куда ходит, за руку здоровается.))) При этом он растёт вне социума в Вашем понимании ( садиков-школ нет). Так что стеснительность не связана с наличием или отсутствием площадки общения. Она скорее связана с интровертивностью или низкой самооценкой всегда или в данный период. Если, как Вам кажется, дочери сложно выражать свои мысли - можно придумать игру, где дочери нужно было бы делать пересказы или составлять рассказы. То есть ей нужно больше говорить.
Кстати владение речью - очень большая проблема современных детей, воспитанных в дефиците общения с родителями и в визуальном контексте. У меня у самой горе. Племяшка говорит очень плохо. Но хочет и отсюда всяческие отклонения вповедении. Например, она хочет выразить неудовольствие, а не умеет. Она просто кричит, как выпь. Ей пять лет. Сестрица моя не болтлива по натуре. Она лучше посидит-помолчит. Она художник, дизайнер украшений. Поэтому , когда родилась малышка, она не вела себя как большинство мам, разговаривая даже с младенцем. Бабушки в этот момент были заняты другим. У одной из них от рака умирал муж, отце моей сестры. Так что было не до того. Так что первые два источника развития речи отсутствовали. Третий - телевизор и мульты - тоже был своеобразен. Не будучи осведомлённой в этих вопросах, моя сестра завалила её западными мультиками для малышей, где больше показывают,чем говорят. Ну им удобно так. Ведь тогда аудитория бесконечно-интернациональна. В результате - очень бедное речевое развитие к пяти годам. Хотя есть ещё садик. Но, как вы понимаете, там это тоже не особенно кому нужно в нынешнюю эпоху. Конечно, я поговорила с сестрой, всё ей объяснила и рассказала, что нужно делать на мой взгляд. При этом, могу добавить от себя, что вижу эту ситуацию на данный момент практически безысходной. Дело в том, что есть реальные истории Маугли. Все они лишь свидетельствуют об одном - восполнить то, что было утрачено в развитии человека до 5 лет практически невозможно. В большинстве случаев такие дети даже навыки прямохождения в результате не приобретали....
Я поступала, как Вы раньше. В начальной школе я даже оставляла старших один день дома для занятий, чтобы выправить "дыры" учебных программ. НО\о, скажу честно, что у меня ничего не вышло. Кроме дикого перегруза. И теперь, спустя годы, поняла почему. Недавно слушала лекцию профессора Савельева. Это известный наш специалист по исследованию деятельности мозга.
http://poznavatelnoe.tv/savelev Дело в том, что в результате деятельность интеллекта мозг вырабатывает токсины, поэтому перенапряжение опасно нервным истощением.
Теперь про общение отдельно. У меня есть подруга, у которой муж - 5 ребёнок в семье. Речь о простой русской семье. Они все живут рядом. По сути дела, получается целая улица детей-родственников. Да плюс у её сестры -четверо. Там нет дефицита общения вовсе. Там даже детсад не нужен. Как Вы понимаете, у них всё же бывают разные "препирательства". Но поскольку они родственники все - то соответственно родители учат их дружить между собой. И модель поведения, которая закладывается там, и со всеми другими - такая же. Это уже то, что я называю русским стилем поведения. Я вижу, как сын моей подруги, реализуется в других детских коллективах, и могу сказать, что мне очень нравится именно эта модель. Да, я, к сожалению,на данный момент не могу создать своим детям такой же круг, но нужно подумать о внуках.
Теперь про личный опыт. Старший ушёл из социума школы в экстернат в шестом классе. С шестого по одиннадцатый учился дома. Общение - старые друзья, и новые из секций и кружков по интересам. Сейчас поступил в ВУЗ. Никаких отличий от его сверстников или, как кто-то писал тут в другой теме, признаков социопатии не замечено. Общается на равных.
Младший также не ходил в детский сад,и теперь учится дома. Его друзья все находятся в круге его интересов: в музыкальной школе, на шахматах, на плавании, на рисовании, на катке. А и +двор. Хотя там возникают проблемы именно с дружескими отношениями. Об этом я писала в своей теме. Но это всеобщая проблема. Так сказать - срез социума, его ценностей и устремлений. У меня много подруг и даже родственников, которые перевели своих детей на семейное в итоге. Все они в один голос теперь утверждают, что общение и дружба должны быть связаны с интересами ребёнка и происходить из секций и кружков. В школе это просто "бесилово" и "объединение против учителей". Так что проблему социализации школа не решает в принципе. Кстати, уже давала эту статью про мифы о школе.
http://zadocs.ru/filosofiya/28500/index.html?page=2 Там всё очень подробно про социализацию и коммуникацию. Почитайте.
Автор Наталья Геда - популяризатор семейного образования и экстерната. Именно благодаря её усилиям есть 277 питерская школа, в которой можно учиться заочно.