Недавно слушала лекцию Величко. Он привёл такой интересный факт. Недавно в МИФИ, куда конкурс был в 80-ые бешенный и 23 балла ( 4 экзамена плюс средний балл аттестата) были непроходными, провели такой эксперимент: студентам первого курса с высокими баллами по ЕГЭ (только такие поступают) дали вступительные контрольные по физике, которые решили для поступления абитуриенты 80-х. Результат был неутешительный. Средняя оценка, на которую написали эти контрольные нынешние студенты, получилась 2, 5. Что мы имеет глобальную «тупизацию»?
Думаю, что да. Виной тому много факторов. И не только гаджеты и всякие технические средства. Виной тому в том числе и школьная программа. На днях начали заниматься с младшим ( возвращаемся в обычный ритм после каникул). Заранее учебник не просмотрела. Открываю математику и что вижу?! Вычисления двухзначных чисел в столбик. И всё так серьёзно. Целый день крутились в голове у меня эти примеры и объяснения. Что-то было не так. Я чувствовала «педагогический провал». Почему….
Во-первых, в этом навыке не было потребности. А всё, что не имеет надобности в образовании, то есть изначально пусто и мёртво. Второй год подряд мы в нашей программе эти примеры решали устно и как-то прекрасно справлялись. Во-вторых, получается мы должны отказаться теперь от устных вычислений, и перевести их в письменные. Абсурд. И тут я вспомнила, что, когда я училась в школе, у нас подобные примеры появлялись лишь при появлении трёхразрядных чисел. Ну чего там можно забыть при сложении и вычитании двухзначных чисел?
Значит, получается, что мы спускаемся вниз в плане интеллекта…. И делается это уже на уровне учебных программ. При этом я знаю, что в царской России серьёзные устные вычисления больших чисел входили в программу.
Вот известная картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского (1868—1945), написанная в 1895 году.
Прототипом её послужил реальный человек, учитель, Сергей Александрович Рачинский (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:
( из википедии).
Пару лет назад видела в книжном его переизданный учебник по устному счёту. Нашла в электронном виде и удовольствием выкладываю для всех. ссылка в предыдущем посте.