Что касаемо учителя
как бы так тут пояснить, чтоб никого не обидеть...
Причем в прошлом я сама преподаваетль...
Давайте вернемся к земской школе. Именно с нее началось, так сказать, всеобщее образование, в России. Учебников не было, поэтому учитель был просто необходим. Родители были безграмотными, поэтому никак не могли отвечать за образование своих детей. Кроме того,не было документального кино и прочих современых видов получения информации. А сегодня? с учебниками проблем нет, не считаете ли Вы абсурдом два часа рассказывать о саванне по географии, когда можно просто показать о ней документальный фильм?
Многие и многие предметы можно и нужно изучать самостоятельно.
По поводу того, что нужен наставник, разъясняющий многие вещи. А Вы уверены, что наставник дает правильное толклование? Он дает свое. Есть даже байка про одного учителя восточных боевых искусств, который был левшой, и в результате все его ученики усваивали владение оружением левой рукой.
Дело тут совсем в другом. Когда у человека большого или маленького появляется вопрос, он начинает искать ответ на этот вопрос. Это происходит лишь в том случае, если этот вопрос для него интересен. Попробуйте что-нибудь не объяснить 3-4 летенему малышу из того, что его интересует. С какой реакцией Вы столкнетесь? И ответ на интересующий Вас вопрос или то,что Вы не понимаете Вы всегда найдете. Пусть хоть всю жизнь будете искать. Это кстати движет учеными.
В современной школе учитель ( я не беру исключительные случаи) обычно играет роль надсмотрщика. Чтоб никуда не ушли, что-то получили, и ЕГЭ сдали. Или как у Жванецкого про КБ "чтоб по улицам не шатались". А раньше это был еще и контролер ОТК. Вы знаете, что раньше они получали дополнительную оплату за проверку тетрадей. Сейчас нет. Поэтому по русскому в средней школе ученик не знает своего результата, он узнает его только на контрольных, которые редко выдаются на руки для анализа и еще реже пишутся работы над ошибками.
Исходя из всего высказанного могу лишь согласиться, что учитель нужен как консультант.
Учебники, фильмы, книги - дефицитом не являются. Осваивай, что хочешь. Родители и дедушки-бабушки кстати тоже не безграмотны и большая часть из них с высшим образованием, поэтому в любом случае нравится/не нравится со многими школьными предметами помочь и разобраться в силах. Дело только в желании.
А вот роль современной школы в манипуляции общественным сознанием известна. я уже писала об этом по-моему даже здесь. Читайте "Манипуляции сознанием" С. Кара-Мурзы. Суть там в следующем: есть две разновидности. Школа первого коридора ( для воспитания хозяев жизни) и школа второго коридора 9 для воспитания тех, кем будут управлять). Есть способы подавления и формирования психики, которые позволяют воспитывать исполнителя, чем наша школа и занимается. Она не воспитывает ни лидера, ни творца. Простите, но изначально воспитывает послушную власти биомассу. И кстати, имея опыт обучения ребенка,в частной школе, могу сказать, что даже она не является школой первого коридора
И еще один очень интересный момент, многие реально власть придержажщие обучают своих детей дома частным образом. Это было с древних времен и есть до сих пор. Хождение некоторых из них в школу лишь видимость "демократии". Конкретно для таких учеников любая школа ведет как школа "первого коридора"...Хотя все же некоторые воспитываются именно в закрытых школах "первого коридора".