Катя, я вам аплодирую стоя. Действительно, развитие ребенка -это вовсе не занятия с ним. Ну, точнее, чем старше становится ребенок, тем меньше это должно походить на ежедневную "сетку" занятий, тем больше должно быть именно духовной близости, сиюминутного реагирования на вопросы-запросы малыша. Об этом, кстати, хорошо у Домана написано ( только не подумайте , что я его фанатка
) Передаю своими словами. По улице бежит собака. Малыш видит ее, выглядывая из окна. Вы очень заняты (работаете, сидите на РМ, у вас кипит борщ, вы моете пол. Нужное подчеркнуть)))) Малыш спрашивает: "Мам, что это?" Вариантов ответа несколько: 1."Отстань, подожди, мне некогда!" 2 "Это ав-ав!" 3. "Это собачка" 4. "Это собака породы колли" Каждый из этих ответов займет одинаковое количество времени, не правда ли? Но в суете и запарке так и тянет выбрать первый))))
Жизнь - это и есть самая замечательная развивающая площадка и методика для наших подросших малышей. Вот 3 месяца назад мы ходили в музей ИЗО. Настю поразила картина Айвазовского " Гибель Помпеи."
А потом как посыпались вопросы. А что такое вулкан? А что из него сыплется? А что такое магма?.....продолжать можно до бесконечности)))
В первый день этих вопросов (в воскресенье, то бишь) я ограничилась тем, что еще раз показала Насте Айвазовского «Гибель Помпеи» ( скачала из интернета), плюс уже знакомого ей Брюллова «Последний день Помпеи».Обсудили. Потом скачала несколько презентаций из интернета, показала ей, как вулканы взрываются, как они устроены, и т.п. Скачала видеоролик с извергающимся вулканом.
Потом мы весь вечер играли в вулкан – строили его из кубиков-кирпичиков (которые Настя называет «палепипеды»))), внутрь я клала каштаны - вулкан спит. Потом вулкан «извергался» - я имитировала «взрыв», вставляла зажигалку в «кратер», и из «жерла» вместе с «лавой» (зажигалка) извергались «пепел» и «камни» (каштаны») А потом «лава» застывала и превращалась в пемзу ( притащила из ванны и раскидала по комнате).
Короче, больше ничего ее не интересовало весь вечер.)))
Я думала, что увлечение вулканами она «переспит». Но не тут-то было –в понедельник Настя весь день играла в вулкан, снова заставляла меня строить из кубиков, спасалась от «лавы», спасала своих «друзей» Снова и снова смотрела презентации и ролик с вулканом. Потом сама становилась «вулканом», у которого «извержение».
Запретила мне обращаться к ней по имени, только «вулкан»))))
Ночью я сделала плакат по вулканам, повесила на стену 2 картины (пресловутых Брюллова и Айвазовского). Скачала сказку о вулкане с солнета. Трансформировала ее в книгу. Кстати, тогда мы еще в первый раз отгадывали кроссворд. Естественно, про вулканы)))
Сляпала из того материала, что был в инете , презентацию (улучшенный вариант)
Нашла стихи про вулканы, один из них на плакате)))
Вечером смотрели на «извержение вулкана» (ну опыт-то не новый, не я его придумала, но так как Настя маленькая и еще не избалована подобными зрелищами, то она была в восторге))) Настя «рисует» на мольберте весь алгоритм «извержения» (который я изобразила на плакате))) Типа срисовывает)))
Естественно все эти понятия уже выучила (типа «жерло», «кратер», «магма», «лава, «пемза», «уснувший вулкан», «действующий вулкан») Если честно, давно ее ничего так не завораживало)))) Собралась стать вулканологом.
И у нас так всегда. Спросила, чем мы думаем –я показала ей анатомию, презентацию с картинками головного мозга. Теперь вот макет хочу, все никак не доберусь))) Прочли «Незнайку» - несколько дней играли в воздушный шар, заодно «облетели» все страны и материки (карта, атлас детские), вспомнили, какие животные там живу, какие там люди и растения. Поговорили по-английски в Северной Америке))). Посмотрели атласы, вспомнили снова про вулканы, водопады, горы, реки, и землетрясения, цунами… Да мало ли еще чего!»
Вот так и тянется у нас ниточка. От одного к другому. Много написала. Но думаю, что смысл понятен. Не я подкидываю своей дочери уроки. Сейчас их подкидывает сама жизнь. Я просто тяну эту ниточку , разматываю клубочек. Главное, что нам обеим интересно. А иначе –ЗАЧЕМ?