Девочки, самые лучшие развивающие методики вырабатывались веками - народом.
Во все времена родители заботятся о развитии своих детей. В наше время создано множество методик, развивающих интеллект, память, воображение ребенка, некоторые из них учат детей читать чуть ли не раньше, чем говорить. Где искать истину, какую из них выбрать? Мы хотим сегодня предложить вам то новое, что является, к сожалению, практически забытым старым. Осталось лишь незабвенное «Ладушки-ладушки, где были – у бабушки!» Зато их знают и любят все, потому что они так ласково и как-то волшебно ложатся на слух, и никакой маме их ничего не заменит.
Нам сложно понять и переоценить все значение почти забытых сейчас колыбельных, пестушек и потешек, которых раньше любая мать и нянька знали в избытке. Это не просто утешенье дитятку, чтоб не плакало – это первые развивающие элементы в его окружении. Мелодичность всех этих первых жанров в жизни ребенка может быть и определяла музыкальность нашего народа – в деревнях пели все, причем раскладывая каждую песню на несколько голосов.
Колыбельные успокаивали, пестушки были первым массажем и первой гимнастикой малыша, полностью соответствуя физиологическим потребностям этого возраста, позднее развивали мелкую моторику рук. Потешки с раннего детства развивали воображение, память(сколько их знали наизусть!), образное и абстрактное мышление.
Так же следует отметить, что язык всех жанров детско-материнского фольклора гораздо богаче современного – речь идет и морфологии, и о лексике и о построении предложений и о ритме стихов. А язык отражает наше сознание – поэтому чем богаче язык, на котором растет и воспитывается ребенок, тем выше культурный уровень будущей личности.
Решая вопросы личного развития малыша, позднее этнопедагогика, т.е. народные традиции воспитания, предлагает нам такой жанр, как подвижные игры. Это, начиная где-то с 4-6 лет. И здесь уже мы видим, как ребенок в играх учится быть в коллективе, причем чувствовать себя в нем комфортно. Дети учатся быть вместе, ладить – это есть во всех хороводных играх, это получается так естественно – и это практически отсутствует в нынешних системах и воспитания и –к сожалению – и образования. И дети учатся выделяться из коллектива, творчески проявлять свою личность – когда ребенок стоит в центре хоровода, например – и многие современные дети не умеют этого, это непростая для них задача.
В играх задействуется быстрота реакции, ловкость, смелость, умение работать в команде и индивидуально – это тренинг самой жизни, то, что действительно нужно ребенку, и может быть в этом возрасте даже важнее, чем алфавит – потому что алфавит выучить легче, чем стать уверенным в себе, сильным духом человеком, который чувствует себя в жизни комфортно.
Это то, что востребовано детской психикой и подтверждено и детскими психологами и даже ЮНЕСКО – дети должны играть. Как можно больше. По результатам современных исследований, на данный момент в среднем дети знают 20-50 игр. Раньше их ассортимент у одного ребенка составлял 50-100 игр. Обеднение игрового репертуара – это печальная статистика, влекущая за собой гораздо худшую статистику – статистику компьютерной игромании среди подростков.
Но чтобы дети умели играть, их должны поддержать взрослые. Только мы можем сейчас научить детей играть. Сохранить наше культурное наследие и передать его детям. Воспитать их гармоничными личностями. Потому что проблемы современного воспитания, они связанны не с недостатком развития интеллекта, а с недостатком культуры и психологической зрелости – когда в школу приходят дети, не готовые учиться – потому что им не дали наиграться – а это важнейшая детская потребность, благодаря которой происходит внутреннее развитие.
Мы приглашаем вас на семинар, где будут подробно освещены все жанры этнопедагогики от младенчества до отрочества – колыбельные, пестушки, потешки, подвижные игры.