отличие с традиционной системой и в длительности занятия, отсутствии звонков. Я наблюдала возраст 3-6 лет, занятие 1,5 часа длится. ребенок сам выбирает, чем заниматься, как долго и с кем. например, один трехлетка позанимался полчаса с розовой башней вместе с другими мальчиками, которые строили коричневую лестницу, они вместе проигрывали и проговаривали войну в Украине, иногда смешивая свои постройки,10 минут походил по овальной линии, поиграл с флажками и на оставшееся время погрузился в рисование. никто не говорит " дети, а теперь займемся тем-то". ребенка изначально знакомят: где и чем можно заняться: пересыпать, перелить, застежки, пошуметь, послушать, сотворить, пощупать буквы, математику, глобусы, явления природы... все можно, все настоящее (песок, вода, стекло, утюжок, молоточек, гвозди, пень, пила), удобное для ребенка, полочки открытые, на уровне детей - тщательно продуманная территория детей, в которой они живут и учатся, развивают свои способности, учат друг друга (феномен фонового знания - 1 ребенок в такой среде будет меньше знать, чем 10-20 детей. наилучшие результаты дают большие группы 30-40 человек. группы разновозрастные, поэтому дети учатся как равным отношениям, так и старший-младший, и мальчик-девочка. в то же время и мальчики, и девочки могут и посуду помыть, и постирать, и погладить, и построить, и гвозди позабивать, то есть воспитываются целостные личности. так как весь материал в единственном экземпляре, дети учатся терпению и договариваться. педагог может провести групповую игру, если много детей в одной зоне собрались: предложить построиться с кубиком в руках.
и индивидуальные презентации - педагог каждого учит работать с материалом (2-10 минуты), наблюдает за работой ребенка, при необходимости повторяет презентацию.
учат просить помощи, если трудно, еще не получается.
в общем, я покорена этой педагогикой. есть у нее и лечебное направление, и книгу уже видела, но еще не купила.
сейчас читаю сборник статей Юлии Фаусек, русской учительницы и ученой, которая в свои 50 лет узнала об открытиях Монтессори, ездила в Италию, наблюдала за работой Марии и в 1914 году открыла первый в нашей стране детский садик с таким методом. Ю. Фаусек считала, что свободное воспитание должно быть присуще и российской системе образования.
Монтессори-педагогика учит не только генерировать идеи, но и организовывать дело на практике, доводить начатое до конца, отвечать за последствия. Система построена на 3 диадах:
- свобода и ответственность
- свобода и ограничения
- свобода и дисциплина.