Нашла высказывания Grace относительно кризисных периодов. Для лентяев вешаю сразу цитаты,чтоб не рыскать по теме
"2 года - очередной кризисный период (мы часто употребляем слова "возрастной кризис", но не всегда правильно их понимаем - кризис - это НЕ "плохой" период и, уж тем более, это ни в коем случае НЕ "плохой" ребенок. Это просто естественный, закономерный и даже необходимый этап развития каждого малыша. Просто кто-то проходит его быстрее и безболезненнее, а кому-то везет чуть меньше). Что из Ваших поступков правильно и что нет: НЕПРАВИЛЬНО бить ребенка, кричать на него и показывать свою злость. ПРАВИЛЬНО: не трогать ребенка во время истерик (хотя понимаю, что это очень тяжело для мамы), уйдите в другую комнату. Когда ребенок успокоится, обязательно обнимите его, возьмите на руки, скажите, что вы его любите и понимаете, как ему плохо. И почаще повторяйте себе во время таких кризисных этапов (а их будет еще немало), что плохим может быть только поведение ребенка, но никак не он сам.
Кризис 3-х лет – самый трудный из всех. Дети становятся вдруг не такими,неуправляемыми и другими. Это связано с тем,что к 3-м г. сформировывается более или менее характер,но свои симпатии и антипатии ребенок скрывать еще не умеет. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы,а настроение подвержено частой смене. В 3- года ребенок должен обучиться отношению к себе и к миру. Этот возраст харатктеризуется, как «трудный», потому,что ребенок начинает отделать себя от родителей, близких и это проявляется в строптивости. Признаки кризиза – это когда ребенок перестает выполнять просьбы взрослых. Единственная цель такого поведения ребенка в этот период – дать понять окружающим,что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Для ребенка становиться важным его успешность в делах, играх и поэтому на все замечания он бурно реагирует,как на оценку своего неодобренного действия. Важно вовлекать ребенка в любую деятельность и давать оценку,только не ругать, оценка должна быть в позитивном ключе. Говорить примерно: да,я понимаю,что у тебя другая точка зрения, или «да ты можешь и так делать, только хороший взрослый человек так не делает…. Если ты хочешь быть похожим на животного (собачку),ты можешь идти домой на четвереньках, а мы пойдем с папой ногами, как люди»- так уместнее отреагировать на то,что он,напрмер,на четвереньках стал вылезать из машины и делайте вид,что вас это не задело (это ответ на ваш конкретный пример его демонстрации).
Надо правильно в этот период взаимодействовать с ребенком (перестроить свое отношение). Чем больше идет «демонстрация» действий со строны ребенка,это указывает,что его реальных успехов взрослые не замечают. Старайтесь выделять в действиях сына правильные поступки и постоянно подхваливайте: «а здесь ты сделал правильно, т у меня уже большой». На выходки сказать:»ты же прекрасно понимаешь,что так взрослые не поступают,ну если ты хочешь быть маленьким ,то пожалуйста». В садике его выходка также свидетельствует,что он недополучает позитивной оценки и чтобы восполнить это,он начинает вести неадекватно и получает удовлетворение,когда его кто-то поддерживает.
Взрослый в это время не должен добиваться подчинения любой ценой и наказывать за своеволие. Надо либо оставить без внимания выходку, либо перевести стрелку(сказать, «я понимаю,так ведут плохие,а ты у меня молодец,потому что понимаешь,что это плохо, неудобно и тюпю». А если родители наказывают за проявление своеволия, то у ребенка развивается желание противостоять им еще сильнее.
Наказывать надо за поступки противоречащие нормам поведения, за действия, которыми он может нанести вред своему или здоровью другого человека. Для ребенка 3-х лет является очень ощутимым наказание изоляция и отвержение (игнорирование близким человеком). Хорошим остается и до наших дней «угол» или оставить одного в изоляции в закрытой комнате,можно поставить к стене и пр.,главное,обездвижить и оставить со словами:»постой и подумай над своим поведением», предварительно обязательно обьяснить за что его наказали и почему так делать нельзя.
Агрессивное поведение - это самый распространенный способ реагирования на трудности, с которыми сталкивается ребенок. В большинстве случаев детская агрессия - своеобразный способ протеста против запретов или ограничений, которые налагают на него взрослые. Бороться с агрессивным поведением малыша, безусловно, надо. Но только не телесными наказниями. В этом возрасте дети копируют поведение взрослых, поэтому эффект от телесных наказаний будет обратный ожидаемому. Старайтесь как можно чаще объяснить ребенку правила поведения на словах.
Если слова не помогают, причина агрессии малыша может лежать глубже - например, в конфликте между родителями, в эмоциональной неудовлетворенности ребенка. В этом случае стоит обратиться за помощью к психологу.
Удачи Вам и терпения.
Вообще проявление агрессивных действий ребенка это норма. например, кусание, щипание, неожиданное проявление упрямства. Это навязчивое привлечение внимания.Мир ребенок воспринимает не на основе принципа реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия.очень важно агрессивные действия ребенка направленные на окружающих людей и на самого себя(случаются и такие проявления) перенаправить на внешнюю цель. Ими могут стать ненужные вещи,игрушки:собрал кубики-разломал,раскидал и т.п. Когда ребенок бьет близких -это тоже агрессия на запреты. Такой вид проявления агрессии недопустим.Эти действия не должны поощряться.
Ребенок «бунтует» против любого рода ограничений. Это так называемый возрастной кризис. Ведь в младенчестве психика ребенка была настроена на то, что родители были исполнители его воли и желания (мокрый - ему тут же меняют подгузник, создают комфортные условия; захотел есть, проявил недовольство - тут же покормили). Теперь психика должна перестроиться на вхождение во взрослый мир - мир запретов и правил. Естественно, идет сопротивление. Отсюда и агрессивные бессознательные реакции в адрес родителей. Вот здесь должен быть строгий запрет. Лучше в другом в чем-то - по пустякам - не дергать ребенка,пусть он даже что-то разбил,испачкался и пр. Здесь можно "дать слабинку", пусть пройдет этот кризисный период, во время которого ребенок усваивает, что есть что-то еще, кроме «хочу» и «нельзя».
Проблема детской агрессивности не такая уж простая. На сегодняшний день психологи всего мира не пришли к четко сформулированным ее критериям и высказывают очень много версий источников. Они все имеют место,только какой из этих вариантов применителен к данному случаю,поймет лишь сам клиент. Психологи США утверждают, что черты характера и качества личности ребенка такие как импульсивность, раздражительность и склонность к агрессии – передаются по наследственности. При этом один ребенок наследует 40% генов биологических родителей, двуяйцовые – 50%, однояйцовые -100%.. первые проявления агрессии наблюдаются в «нежном» возрасте, т.е. в младенчестве –здесь еще нет привходящих факторов влияния (из среды, окружения). Какие факторы оказывают влияние на агрессию?
1. Осложнения различного рода при беременности могут сформировать агрессивное поведение, хотя и не навсегда.
2. плохие привычки мамы во время беременности (алкоголь, никотин).
3. неполноценное питание матери или если она голодала во время беременности (это приводит неизбежно к нейропсихическим нарушениям, асоциальным и агрессивным проявлениям, особенно у мальчиков).
4. и «нежеланный» ребенок.
Еще маленькие дети могут проявлять агрессивное поведение в отношении к своему телу, к себе.это бывает,когда их что-то беспокоит, ребенок напряжен и удары по себе, щипание – снимает на какое-то время напрядение на физическом уровне. Обычно он сам себе не наносит очень сильные удары, но в редких случаях может, когда чувство боли по каким-либо причинам у ребенка притуплено.
Однако, в любом случае, маме необходимо очень бережно и внимательно переждать данные период. К счастью он не бывает длительном при правильном поведении мамы. Что надо? Переключать внимание на другой интерес каждый случай агрессивного поведения. Больше ласки, любви и доброй интонации. Доставлять больше радостный моментов жизни ребенку, т.е. больше играть в веселые, забавные и добрые игры. И помните, даже врожденные, наследственные «отрицательные» черты характера при правильном педагогическом (родительском) воспитании можно свести до минимума. До 5 лет характер формируется окружением ребенка. И какой он будет – зависит от нас. Даже слабо выраженные функции полушарий головного мозга можно доразвить. Правда это не относиться к случаям нарушения мозговой деятельности. Самое главное, не надо отчаиваться и опускать руки. И каким будет ваш ребенок, зависит только от вас."