поделюсь своим опытом. Сыну 18, студент ГУ-ВШЭ, МИЭФ.
Мы с папой настраивали сына на то, что образование очень важную роль играет в жизни и нужно получать хорошее образование. Сыну нравилась математика, отвели в дом пионеров в "Шаг в математику", захотелось физику - пожалуйста доп. занятия по физике. Когда он в 10 классе выиграв областную олимпиаду по физике заявил, что она ему не нра... мы были в шоке. Спросили чего хочет, сказал, что хочет быть писателем. Но хочет это делать для души, а для жизни нужна профессия. Мы с мужем экономисты, так что выбор был очевиден. Занимались дополнительно английским с первого класса (язык - инструмент, а не профессия), русским языком, обществознанием, экономикой, пытались пробиться через олимпиады. В итоге поступили через ЕГЭ, олимпиада дала 100 баллов по предмету.
Дочка, 14 лет, 9 класс. Ходит на допы по химии, физике, математике, английскому, тоже с первого класса, ну и для души на информатику в Воскресную школу на мехмате ЮФУ. Кстати всем рекомендую, компьютер это тоже инструмент, необходимый каждому вне зависимости от профессии. Поступать хочет в мед.
Кстати заметила, что у ребенков стремление к учебе появилось после поступления в 1-й лицей "Классический". Там атмосфера настраивает на достижение конечной цели, а не просто времяпрепровождение.