Этапы большого пути
Сначала малыш будет покрывать бумагу ломанными линиями, которые после перейдут в плавные кривые и, наконец, замкнутся в круг. И вдруг малыш осознает, что круг похож…правильно, на голову! А если пририсовать глазки-ручки-ножки, то выйдет человечек. Так появляется "головоног", который станет важнейшим этапом самопознания малыша и началом его сознательного творчества.
Наступает эпоха "семейных портретов": самый лучший "головоног" - это, конечно, сам малыш, самый красивый - мама, самый сильный - папа… Бесполезно спрашивать на этом этапе, почему у папы нет животика, а у мамы ушек. Ведь малыш вовсе не отображает реальность, а создает собственный мир, который будет расширяться и усложняться, вмещая в себя все новые открытия вашего крохи. Постепенно в нем заведутся звери и птицы, вырастут цветы и деревья, появятся дома и машины. Каждый ребенок проходит этапы "графического развития" в своем, присущем лишь ему одному темпе. Если соседский ребенок уже давно рисует елочки и собачек. а ваш все еще заполоняет стены детской головоногами, не торопите его и, тем более, ничего не навязывайте, не "учите рисовать". И все же, если к трем-четырем годам малыш вообше не начал рисовать. стоит проконсультироваться у психолога: возможно, такое отставание связано, например, с тем. что у малыша не определилось ведущее полушарие, и это тормозит развитие графических навыков.
По канонам детства
Композиция детского рисунка принципиально отличается от классической, и ни в коем случае нельзя требовать, чтобы малыш следовал академическим канонам: делал крупнее предметы, расположенные ближе, и мельче те, что дальше, равномерно заполнял все пространство листа. Любой нормальный ребенок расположит в центре на переднем плане самое главное (самого себя, любимую игрушку, объект своих страхов и т.д.). И, конечно же, то, что достойно особого внимания, будет нарисовано крупнее, выделено цветом. Так что не удивляйтесь, если собака, о которой мечтает ваш малыш, окажется выше папы и будет ярко-красного цвета. Ну, а если в центре листа расположился страшный динозавр с безобразной бабой-ягой, а себя ребенок нарисовал крохотным-крохотным, спрятавшимся в углу, насторожитесь. Скорее всего, малыша мучают страхи и ему необходима помощь психолога..
Каждый охотник желает знать…
Некоторые родители полагают, что ребенка сразу нужно учить самостоятельно оставлять сложные цвета из основных, но чаще всего дети воспринимают превращение синего и зеленого в желтый лишь как забавный фокус и вряд ли будут применять его на практике. Поэтому лучше сразу купить набор, в который входит не меньше двенадцати цветов. Не стоит переживать, если малыш рисует малиновых котов и оранжевое небо. Ведь детский рисунок, как уже говорилось, не реалистичен, а цветовые предпочтения связаны с очень тонкими психическими процессами. Если спросить малыша, почему он выбрал именно этот цвет, можно услышать самые причудливые ответы: например, кот малиновый, потому что он хороший, а небо оранжевое, потому что мы с папой ели апельсин. Насторожить должен лишь избыток черного и коричневого, свидетельствующий об эмоциональном неблагополучии.
Многие "продвинутые" родители почему-то думают, что детям нельзя давать фломастеры, только краски или цветные карандаши. Это неверно. Во-первых, рисование фломастерами не требует помощи взрослых, не нужно доставать клеенки и фартуки, полоскать кисточки, точить карандаши. Фломастерная линия четка и лаконична, она позволяет быстро создать яркий, выразительный рисунок. Интересного эффекта можно добиться, сочетая фломастеры разной толщины, используя фломастеры-хамелеоны, цвет которых можно изменить. Некоторые дети любят сочетать в одной работе твердые, резкие фломастерные линии с более нежными штрихами цветных карандашей и восковых мелков. Вообще, чем больше разнообразных материалов использует малыш при рисовании, тем интереснее и выразительнее будут его рисунки.
Чего не надо делать
Ни в коем случае не показывайте детям уродливых схем, которые, как почему-то считают многие родители и учителя, характерны для детского рисунка: домик из поставленных друг на друга треугольника и квадрата, елочка из трех треугольников, солнышко в виде лупоглазого круга с палками-лучами. Если малыш спрашивает, как нарисовать тот или иной предмет, предложите ему понаблюдать, представить, из каких элементов он состоит. И уж поверьте, что зарисовка, которую сделает маленький художник, будет в тысячу раз оригинальнее и точнее, чем застывший, мертвый шаблон.
Очень вредны и раскраски. Привыкнув лишь раскрашивать готовые картинки, дети отучаются рисовать самостоятельно, усваивают готовые приемы и пытаются воспроизвести их в своих работах, которые моментально утрачивают непосредственность и индивидуальность, становятся тусклыми и мертвыми.
Правда раскрашивать и штриховать очень полезно для развития мелкой моторики, но это уже совсем другая тема…
Идем на этюды!
Изредка вы можете предложить малышу поиграть в художников, попробовать нарисовать пейзаж, натюрморт или порисовать с натуры животных. Кроха, конечно же, с радостью включится в игру, но не ждите, что он действительно станет рисовать с натуры: то, что он увидит, лишь натолкнет его на тему для самостоятельного творчества.
Выбираем студию
Лет до трех-четырех вряд ли стоит отдавать детей в художественную студию, но и после к ее выбору нужно подойти с крайней осторожностью. Следует помнить, что в этом возрасте детей вовсе не нужно учить рисовать. Они и сами прекрасно умеют. Художественная студия - это место, где собираются друзья-единомышленники и занимаются совместным творчеством. Педагог в такой студии - это прежде всего старший товарищ, умеющий создать творческую атмосферу, генерирующий идеи, втягивающий своих маленьких друзей в веселую игру. Он сумеет подбодрить робкого, направить в нужное русло неуемную энергию шустрого, объединить разношерстную компанию общим, увлекательным делом. Таких, к сожалению, немного.
При знакомстве с педагогом обратите внимание, что за рисунки вывешены на стенах. Если все они "правильные", одинаково-красивые, с выверенной композицией и аккуратно закрашенным фоном, вам сюда не надо. Ну, а если на стенах расположились самые причудливые и отчаянные плоды детской фантазии, смело записывайтесь.
Попросите разрешения поприсутсвовать на занятиях. Если педагог заставляет детей копировать или раскрашивать готовые картинки, требует следовать академическим канонам, навязывает одну общую тему, исправляет и дорисовывает детский рисунки и уж тем более сравнивает детей между собой, повышает на них голос, - в этом случае лучше сразу поискать другую студию. Не стоит записывать детей и туда, где требуется пройти любой отбор: ведь талантливы абсолютно все, как же выбрать достойных?
Конечно, не в наших силах сделать детей профессиональными художниками: лишь единицы посвятят свою жизнь искусству. Но мы можем подарить ему радость творчества, дать возможность почувствовать себя настоящими, всемогущими волшебниками.
Дети то рисуют не потому, что хотят оеально отразить то, что видят, даже самовыразиться не хотят - дня них рислование. лепка, конструкторы - это просто способ познания мира - не более. Вспомните - в первом классе рисуют все - в 10-м 1 человек в классе, а то и ни одного. Так что заниматься с детьми нужно не с целью сделать из них художников, а просто помочь выйти наружу их фантазии, страхам, энергии, любви - просто сделать их сводбодно мыслящими и не бояться выражать себя через что-бы то нибыло.
Я работала в одном рекламном агентстве Москвы.. Мы арендовали помещение в одном НИИ и как-то традиционно сложилось, что каждый год наше РИА делало подарок НИИшным сотрудникам - календари-квартильники с верхним клапаном ввиде рисунка ребенка сотрудника. То есть всем раздавались картонки со словами - "пусть ваш ребенок нарисует что захочет", затем рисунок брали, ламинировали и книзу пришивали календарную сетку - очень мило.... И вот однажды, стою я, рассматриваю рисунки и просто впадаю в какой-то ступор..... Рисунок - на белом листе картона ручкой по линейке нарисован автобус... и всё... И меня охватило какое-то щемящее чувство безысходности, грусти и связаных рук... То есть ребенку сказали - рисуй что хочешь - картина твоя будет, на стенку повесим... Было видно, что ребенок боялся рисовать.... И тогда давным-давно - лет 12 назад, когда и детей-то у меня в помине не было мне ужасно захотелось начать заниматься с детьми... Совсем не так, как нас учили в школе или ИЗОстудии... Как я пока не знала....
А в это в ремя на другом конце света - уже в Иерусалиме помогала творчески расти и развиваться детям и взрослым никому еще неизвестная Лена Макарова. Наверное тогда моя мятущаяся душа где-то в космосе блуждала и искала своего учителя.
И вот прошло много лет. У меня появился собственный ребенок. Все соседки вокруг неистово таскали своих малышей по центрам раннего развития и кружкам. Причем цели у всех были абсолютно разные. Мне это казалось странным. Дитё своё я не таскала, а мазало оно само по себе, причем нехило так мазало, я даже подумала - не прикупить ли ему масляных красочек и холст, и потом выставить на продажу, а накопленные деньги отложить на образование, например. Но как-то наглости не хватило - сейчас жалею .
То как рисовал ребенок приводило меня и моих окультуреных дизайнеров-архитекторов в жуткий восторг - какое-то врожденное чувство гармонии и цвета! Главное было - НЕ МЕШАТЬ!
И тут я вспомнила про свою мечту заниматься с детьми, но боялась отсутствия какой-то стройной системы преподавания. Но по мере роста ребенка, я стала догадываться, что не нужна никакая "система". Потом мы сходили 3 раза в какие-то кружки "типа для социализации". Про то что было в саду (1 увиденного урока хватило) говорить вообще не хочется - просто солончак какой-то.
Проходит еще какое-то время и мне попадается на глаза интернет-подборка Макаровой. Читать с компа не люблю, тем более такие вещи, сразу поняла, что мне нужна книга - купила "Отфыркивание".
Меня охватила такая радость - наконец-то я нашла то, что так хотелось - все мои мысли про преподавание рисования нашли подтверждение в Лениной книге.
Ну а дальше Ганка сказала мнге про онлайновый семинар Лены, я записалась и просто не верила сама себе, что вот так вот запросто буду в он-лайн контакте с автором любимой книги.
Лена оказалась невероятно работоспособным человеком. Просто диву даешься как она всё успевает, про всех помнит, дарит свои знания и умения.
Недавно был ее семинар в Москве, на семинаре было 56-60 человек, Лена смогла с невероятной плотностью организовать процесс и выплеснуть из участников их невообразимый творческий потенциал. Люди были абсолютно разные. Вообщем это были 2 категории людей - мамочки и профессиональные психологи, преподаватели из детских домов, аутистских центров, домов инвалидов. Атмосфера творческого вулкана была на протяжении 2-х дней с 10 утра и часов до 8 вечера, даже по-моему один раз до часу ночи Лена загуляла со своими учениками.
Вместе со мной были Юлка и Маша - мамаФёдора.
Я ужасно воодушевлена Леной, ее методикой и теперь у меня проявилась в голове стройная система организации занятий. Так что может как-нибудь и где-нибудь попробуем организовать наш семинар?
Попробую в теме отвечать на вопросы относительно детского и не только детского творчества