Изменение репутации
Пожалуйста, напишите за что вы изменяете репутацию этому пользователю

РостовМама

   

Входим:

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Размещаем:

RostovMama
https://t.me/rostovmama_official

Помогаем:

[help!] Все вместе мы - удивительная сила, которая способна творить великие дела!
[help!] Обсуждение темы сбора Сёмкиной для Сербат Артема. ПОЛИЦИЯ ВЕДЁТ ДЕЛО
[help!] Дима Джинян. 26лет. ДЦП
ТОП последних сообщений ТОП коммерческих тем Как попасть в ТОП?
[Что нового на Ростовмаме?]
ВНИМАНИЕ! МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ В ТЕЛЕГРАМ! ССЫЛКА НА ВСТУПЛЕНИЕ ВНУТРИ! от Vadim
[Детские дома, приюты, дома ребенка]
Re: Дети-отказники в больницах (объединенная тема) от Ginger
[Наши инициативы]
Re: Поддержите инициативу по развитию Суворовского. от sobra
[Наши инициативы]
Re: Старость В Радость - Ростовская группа от Армейский
[Врачи роддомов]
Re: Шестаков А.А. от AlinaRP

Автор Тема: Развитие и воспитание детей естественным образом  (Прочитано 48744 раз)

Moderator и 1 Гость просматривают эту тему.

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Хочу перепостить здесь несколько статей Марины Озеровой из жж сообщества "Дети в семье". Со многим в них с согласна. Первые три части - о младенцах.


Как развивать ребенка? младенчество (0-1). часть 1.

любить
тетешкаться
няньчиться
возиться
целовать
пестовать
тешить
гладить
обнимать
носить на руках
прижимать к груди
лелеять
качать
баюкать

в общем, кто так и понимает "развитие младенцев", дальше можно не читать :)

основная деятельность младенческого периода - эмоциональное общение с мамой (или со взрослым, который ее заменяет). От того, насколько в этот период сформированна привязанность и насколько ребенок "напитался" любовью, зависит все его последующее развитие (в том числе и умственное). Именно поэтому детдомовские детки, окруженные "педагогическим коллективом", но лишенные достаточного внимания и человеческого тепла, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Не потому, что недостаток "развивающей программы", а потому, что любое развитие младенца опирается только на одно - удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении.
Сейчас угрожающая мода на "раннее развитие", когда малышей чуть ли не с рождения "водят на кружки", чтобы там их "правильно развивали". Что получает младенчик от таких "вождений"? Он попадает в незнакомую среду, в искусственно созданные условия (когда его задача познавать естественное течение домашней жизни и окружающий мир), и главное - дети очень чутко настроены на эмоции мамы. Что чувствует мама, возя свою крошку на занятия (пусть это не чтение для грудничков, а самые безобидные занятия)? Мама прежде всего чувствует,что должна получить РЕЗУЛЬТАТ. И вместо полного принятия своего младенчика она начинает испытывать эмоции по поводу "насколько ее ребенок развит по сравнению с другими". И вот эту вибрацию ребенок чувствует лучше всего - "хороший" ли он, "умный" ли он? И когда ребенком нужно просто наслаждаться, мамы вводят его в систему оценки по достижениям (ну какие же у грудничка достижения?!). А соседский уже сидит! Уже ползает! Уже ходит! Плавает с рождения! Закаленный! К году знает все буквы! а мой... И вот это больше всего отражается на малыше. Потому что младенчество - период, когда закрепляется жизненная позиция, которая в идеале должна быть "в этом мире хорошо, меня любят и я всех люблю", получается " меня любят в зависимости от". (мама радуется, когда ребенок удовлетворяет ее амбиции, и огорчается, когда он на фоне сверстников выглядит "не таким умным"). Итак, первый вред "раннего развития" c увлечением "развивающими методиками" и "хождения по кружкам" с младенцем - мама теряет эмоциональное спокойствие, начинает сравнивать своего ребенка, а главное - проецирует на него свои эмоции в связи с этим.


как развивать ребенка? младенцы. часть 2

развитие мышления



Как мы уже говорили, младенец целиком и полностью зависим от мамы. То есть, если он не находит ее рядом, когда зовет (даже если она в соседней комнате), его организм должен бросать все силы на борьбу со стрессом и стараться выжить в таких жестких условиях. Вспомним слова Винникота, писавшего, что младенец, не находящий маму, чувствует "внутреннее умирание". Таким образом, если ребенок находится часто в состоянии стресса и внутреннего страха (зову маму - ее нет - видимо ее больше не будет никогда - придется как-то жить без нее - какой ужас (младенцы не понимают, что такое скоро или потом, у них нет осознания времени). То есть, если ребенок не получает достаточной уверенности, что мама это некая константа вокруг которой движется весь остальной мир, его организму приходится тратить силы на борьбу со стрессом (и жить-то как-то надо дальше, адаптироваться), а не на развитие мышления и прочую блажь. ребенок как бы воспринимает все остальное через маму и через отношения с ней. Хорошо у мамы на ручках - мир прекрасен. Мамы нет - еще надо подумать, стоит ли жить в этом мире.


Мышление на протяжении младенческого периода наглядно-действенное. Это не значит, что ребенок должен получить "наглядный материал" и действовать с ним. Это значит, что он должен видеть предметы и пытаться с ними взаимодействовать, и должен видеть действия других и пытаться им подражать.
Работа мышления основана на той информации, которую добывают каналы восприятия, так что в следующий раз будем подробно о восприятии. Пока, говоря о мышлении, надо заметить следующие несколько пунктов:
1. Чем больше возможностей взаимодействия с одним предметов, тем интенсивнее развивается мозг и мышление. Что это означает? Все новомодные игрушки, запрограммированные на определенные действия, воспитывают шаблонно мыслящую обезъянку, а не творческую личность. В самом деле, вы можете импровизировать с игрушкой, которая только и делает,что вставляется в определенное отверстие или способна издавать один и тот же звук при нажатии кнопки? Хорошо, этот тип взаимодействия освоен, а что дальше? а дальше - ноль. Поэтому "развивающие игрушки" и малышовая электроника объясняют младенцам, что думать в принципе излишне и никаких других способов освоения данного предмета не существует. То есть, если вам хочется дать ребенку "развивающие игрушки", надо выделить ему бытовые предметы и максимально упрощенные игрушки (мячик, кубик, погремушка, лоскутки, брусочки, и т.п.) для того, чтобы он находил новые и новые способы их использования. Чем проще игрушка - тем выше работа мозга при взаимодействии с нею, и наоборот.
(по тэгу "игрушки" мы писали про предметы в игре, можно поискать).

2. Любое действие, произведенное в этом мире, дает какой-то результат. Изменишь действие - получишь другой результат.
Это очень хорошо знают ползунки, сваливающие на себя скатерть со стола. Ребенок должен видеть, что его действия приносят плоды (конечно, некоторые такие плоды мамам приходится разгребать несколько часов). Потянул за пеленку - получил ее в свои руки. Бросил игрушку - она оказалась на полу. Бросил туда же чашку - ого! Сколько новых маленьких предметов и какой отличный звук!
ЧТо это означает? Обучение ребенка по "развивающим методикам", когда надо заучить определенную последовательность действий (раскладывание предметов в определенном порядке, собирание пирамидок, вставление предмета в ячейку, сортеры и т.п.) означает, что новых действий изобретать не надо, а от изменения действий все равно не будет нового результата. (я не сказала, что пирамидку собирать вредно - будьте внимательны. Я пытаюсь сказать,что спонтанное освоение предметов и отсутствие заранее продиктованного алгоритма действий гораздо ценнее для развития). Итак, что важного мы должны понять - ребенок учится действовать с предметом, и он должен получать разные результаты в зависимости от своих действий: если кинуть чашку на пол, появятся маленькие кусочки и дзинь, если бросить ту же чашку маме на колени, ничего такого не будет. Опять же - для этого эти самые предметы должны позволять ребенку вариации действий с ними, а не заданный алгоритм и готовую траекторию. простой пример: чашка-непроливайка не делает ничего такого, что делает обычная чашка. Обычную чашку можно надеть себе на голову, разбить, перевернуть (из нее почему-то выливается), и т.п. Главное - изменяются действия, изменяется результат (особенно нравится маме надевание на голову, она очень бурно реагирует). Чашка-непроливайка запрограммирована на ровно одно действие, и ничего интересного больше выдать не способна.

3. К концу младенческого периода (обычно около года) ребенок познает великую вещь: оказывается, действие может быть не само по себе, а связано с другим. Пока ты стоишь у стола, чашку не достать. Но если забраться на стул, а потом потянуться за чашкой - ты победитель! Построению связной цепочки действий, а тем самым новому скачку развития мышления мешает больше всего ограниченное движение ребенка (зачем стараться? из манежа все равно не выползешь, дальше развивающего коврика побег невозможен). ПОэтому, если вам важно развитие мышления и будущие способности, старайтесь предоставлять ребенку максимальную свободу в исследовании дома и использовании бытовых предметов (конечно, при условии, что любимые бабушкины вазы убраны и опасные для жизни предметы изъяты из поля деятельности). Чем больше ребенок таким образом "возится" сам, тем больше необходимых для мозга связных цепочек он построит.

4. Хорошее подспорье - пестушки, потешки и простое проговаривание действий для ребенка. Это связывает: осознание себя (рука - это всего лишь часть меня!), осмысление действий и закрепление некоторых связей между действиями. Поэтому пойте потешки на здоровье, и проговаривайте малышу ваши действия во время бытовых домашних дел!
продолжение следует.


как развивать ребенка? младенцы  часть 3
восприятие

Восприятие доминирует над остальными психическими функциями (вниманием, мышлением, памятью, речью)
Это - самое главное, что нужно усвоить родителям. ЧТо не бывает отдельного развития речи, памяти, или мышления. Бывает восприятие, на котором работают все перечисленные функции! Что это значит?
Чем младше ребенок, тем сильнее работа восприятия (а значит, и всех функций) зависит от того, как функционирует двигательный (кинестетический) канал. Он ведущий у всех без исключения детей (примерно до возраста начальной школы), и только потом люди разделяются на аудиалов-визуалов и т.п. Но дети совершенно все зависят от двигательного канала (при этом один ребенок может лучше улавливать на слух, нежели другой, другой лучше запоминать зрительно в сравнении с третьим, но они все являются "кинестетиками" сейчас, даже если в будущем будут аудиалами и т.п.).
Так вот, во-первых, восприятие младенцев очень сильно зависит от движения. При этом нужно учесть, что не только от движения самого ребенка (поднял головку - по-другому увидел мир, сел - еще более по-другому, научился ползать - изменилась картина мира и т.п.), и от движения объекта или его положения в пространстве. Что это значит? Прекрасные "развивающие" мобили, подвешенные над кроваткой, не дают развиваться восприятию нормально, как это предусмотрено природой: они двигаются всегда одинаково, на одинаковом расстоянии. Изменения предметов предсказуемы и их никак не надо осмысливать - эта информация не подходит для того, чтобы долго на ней задерживаться. Все, что нужно - пассивно наблюдать до утомления визуального канала или пока не уснешь, или пока там батарейки не сядут. Каждый предмет, который хочет рассмотреть ребенок, движется определенным образом (или не движется вовсе). Тогда фиксируется траектория движения, откладывается в мозг, там сравнивается с предыдущей, и т.п. в общем - информация обрабатывается вовсю. К тому же присоединяются условия и факторы, вызывающие движения предмета: вообще-то вот эта штуковина всегда неподвижна, но если мама ее трогает, она почему-то перемещается. Мозг работает очень интенсивно, в отличие от наблюдения за заводными игрушками, движущихся всегда одинаково и запрограммировано. То же и с развивающимимся ковриками: один из действительно развивающих факторов для восприятия - рассчитать расстояние до предмета и рассчитать свое действие для захвата или для достижения предмета. А если на коврике всегда на одинаковом расстоянии висят одинаковые предметы - зачем тут думать? И мозг отдыхает, за него поработали производители развивающих игрушек.

Тем более это касается движения самого ребенка - чтобы ребенок по-настоящему исследовал мир, он должен максимально свободно выбирать свои движения (то есть, перемещаться не по клетке-манежу, а по всему жилищу, предварительно приспособленному для ползунка). У ребенка должна быть возможность всестронне обследовать интересный объект - проползти вокруг, если можно, открыть если открывается и т.п.

но не только сам двигательный канал требует движений. Остальные (аудиальный и прочие) также зависимы от них, и от работы двигательного. Например, у ребенка лучше формируется зрительный образ, если это дейтствие с реальным предметом, нежели рассматривание даже очень реалистичной картинки. То же касается слухового восприятия - поэтому одна песенка живой мамы как настоящего источника звука ценнее для работы мозга, нежели полный набор аудиозаписей всей классической музыки. Поэтому одна нота на настоящем инструменте (детская дудочка или бубен продается в каждом магазине) гораздо эффективней развивает слуховое восприятие, нежели все записи. То есть, предпочительнее максимально обрабатывать один объект, чем посмотреть на картинках тысячи. Мозг должен научиться обрабатывать информацию, а не забиваться накопленными и необработанными образами. теперь представьте, что такое для ребенка "развивающие пособия" или любые карточки? Мозг совершенно не принимает никакого участия в процессе - ему не на чем основываться, не поступило той информации, которую он должен обработать. Поэтому любое обучение младенца - всего лишь дрессура и натаскивание на знакомые образы, как собечек.

Исходя из этого, как же развивать младенца? Давать ему потрогать доступные предметы (особенно природные материалы: листики, шишечки, максимальное количество естественных фактур). Больше ему петь, проговаривать свои действия по возможности. Давать послушать разные источники звука (как птичка поет, как кот мяукает, как шуршит крупа в мешочке, как шумит ветер в листве). Организовывать его двигательную активность (чтобы он ползал за предметами по дому, чтобы это ползание было целенаправленное и осмысленное - понравилась та штучка, до нее надо доползти - рассчитать траекторию и расстояние, и ее схватить; а не заданная траектория движения как пособие для ползания Домана). Но главное - то, что было перечислено в 1 посте о младенцах: любить, лелеять, нежить и наслаждаться своим ребенком, не ожидая никаких его "развитий"! Не забывать в развити восприятия, что и движения ничего не дадут, если у ребенка эмоциональный голод и неудовлетворенные потребности в общении.

 

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Как развивать ребенка?!

Раннее детство (1-3 года). Часть первая - ведущая деятельность.

Ведущая деятельность - такая деятельность, в ходе которой наиболее интенсивно развиваются все психические функции (память, внимание, речь, мышление, восприятие). В каждом возрастном этапе она своя, и для раннего детства ведущая деятельность - предметно-манипуляционная. Что это значит? Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась действовать ими по образцу (повторяя за мамой) или изобретая новые способы их использования (копать не лопаткой, а расческой, например). Ребенок развивается тем лучше, чем больше он осваивает интересующее его действие (путем многократных повторений, конечно), и чем больше новых способов использования одного и того же предмета он может изобрести.

Как это выглядит в быту: ребенок берет ложку и долго ею стучит по столу; берет тряпку, и подражая маме, возюкает ею по дверце кухонного шкафчика; берет игрушечную машинку и катает ее туда-сюда без всякого смысла и развития сюжета (его игра так же манипуляционна). Со стороны это выглядит для разумного взрослого очень глупо - зачем сто раз повторять одно и то же действие, даже не заканчивая его (после "протирания" тряпочкой это место будет гораздо грязнее, чем до). Но именно эти однообразно повторяющиеся действия стимулируют поиск ребенка и его мышление.
Чем больше ребенок отрабатывает простых бытовых действий (копируя родителей), чем интенсивнее он исследует новый предмет, тем лучше. Заметьте, не чем больше предметов он изучит! А чем интенсивнее он изучит один предмет, то есть чем больше он произведет с заданным предметом ДЕЙСТВИЙ. М.Кольцова в своей книге о развитии речи приводит прекрасный пример эксперимента в двух малышовых группах: в одной детям приносили новый предмет, показывали его и называли ("это матрешка", допустим). Во второй давали поиграть новым предметом и задавали множество действий с ним ("принеси мне матрешку", "положи матрешку под скамейку", "поставь матрешку на подоконник" и т.п.). Во второй группе дети гораздо быстрее усваивали новые слова, лучше их запоминали, и быстрее начинали их говорить. То же самое могу сказать о визуальном образе - дети лучше рисуют, если могут хорошо исследовать предмет. То есть, интенсивность действий влияет на все остальные функции - запомнить предмет, составить его образ-представление, произнести его название и т.д.
Действия имеются в виду с ПРЕДМЕТОМ, а не с его изображением (то есть, рассматривание на картинке котенка это не действие, действие - это его тисканье).
Самой развивающей "игрой" в этом возрасте является участие в домашних делах. Кроме собственно освоения действий и использования знакомых предметов эта деятельность дает ребенку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и большие папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет, когда ребенок должен подсознательно понимать свое место в мире. Роль в домашних делах показывает ему участие в жизни семьи, во взрослой деятельности, стремление к результату (манипуляционнная деятельность чаще всего безрезультатна), визуальное подкрепление своего существования.
Кроме того, что участие в бытовых делах дает ребенку освоить множество действий, это дает ему стимул для восприятия (ведущее - двигательное!) и, соответственно, для мышления. В быту ребенка окружает много интересных вещей, фактур и объемов (простая игра овощами во время маминой готовки это бездна возможностей для развития восприятия). Когда он учится использовать окружающие предметы и соотносит их с областью применения, это дает развитию мышления намного больше, чем все мертвые "развивающие пособия". И, наоборот, если мама стремится переделать все дела, "пока ребенок спит", а с ним играет в "специальные игры", он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не дает такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть, "специальные занятия" ставят ребенка на положение "инвалида", которому недоступна настоящая деятельность, который не нужен в системе обычной жизни и которого отталкивают от самых важных дел (с точки зрения те действия, которые производит мама, имеют большую ценность - ведь она большая, взрослая, значит, занята ужасно важными делами, пусть это простое подметание пола). Соответственно, ребенок подсознательно впитывает это отношение и "особое положение", которое отвергает его вхождение в повседневную жизнь семьи. Но раннее детство - это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире, и ребенок потихонечку понимает свою никчемность.
Этому же учит и неправильная реакция родителей на стремление ребенка к участию в бытовых делах: "Ты еще маленький!", "ты разольешь!", "тебе не достать!", "ты этого не умеешь!". Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и в конце концов получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку "у тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!". Ошибки - тоже очень важная составляющая предметно-манипуляционной деятельности. Ребенок должен обязательно пройти через негативный результат - в будущем это даст ему возможность не опускать руки, когда что-то не получается. Малыши в этом смысле должны служить нам примером: как бы плохо у них не получалось, они все равно "лезут" продолжать действие! Каждый раз мыльная чашка выскальзывает из рук, сто раз подряд, он все равно "лезет" мыть! И вот на сто первый получилось - именно это и должно происходить, и не нужно сокращать путь проб и ошибок, окружая ребенка небьющимися предметами. Сейчас формируется позиция будущей личности по отношению к миру и действиям в нем. То есть, насколько ребенок действует в простых бытовых делах сейчас, настолько будет он взрослый строить свою будущую деятельность - будут ли его пугать малейшие ошибки, хватит ли ему духу продолжать начатое, смутят ли его первые неудачи, сможет ли он добиваться результата? Согласитесь, это не так уж маловажно (в отличие от умения посчитать до десяти в два года). Деятельность в раннем детстве - проекция будущей личности. Поэтому не нужно волноваться, что ребенок проливает, разбивает, рвет и рассыпает по ходу своей "помощи маме". Таким образом он учится не отступать перед неудачами и продожать свои действия, несмотря ни на что.

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Как развивать ребенка?!
Раннее детство. Часть 2 - восприятие.

Мы уже говорили, что на протяжении всего детства вплоть до младшешкольного возраста (это очень большой отрезок времени) самый главный канал восприятия у ребенка - кинестетический. Даже при том, что один ребенок будет аудиалом в будущем, а другой - визуалом и т.п., в раннем детстве они все совершенно одинаковы подчинены двигательному каналу восприятия как самому главному "механизму", запускающему работу мышления. Если вкратце - насколько хорошо поработал двигательный канал, исследуя объект, настолько хорошо поработает мозг, обрабатывая полученную информацию.
ЧТо это означает на практике? Ребенок увидел впервые некий предмет, берет его в руки (сует в рот, пинает ногой и все, что угодно) и пытается найти ему применение. После множества действий с ним у него в мозгу откладывается многогранный образ этого объекта - по "грани" с каждого действия. Чем больше совершается действий - тем полнее образ.
Если объект настолько велик, что его в руки не возьмешь и с ним не поиграешь (горка на площадке), интенсивность исследования оценивается по действиям относительно этого объекта (если по нему можно пройтись, на него сесть и т.п.) и плюс тактильные ощущения от поверхности.

Далее, тот же канал учит ребенка анализировать - согласитесь, это довольно нужная мыслительная операция. Многие хотят считать, что анализ появляется где-то к школьному возрасту в результате решения специальных задачек в специальных тетрадках. Анализ в буквальном смысле растет из действий ребенка с реальными предметами! Во-первых, сами предметы должны давать богатое поле деятельности. Этого лишены специальные "обучающие игрушки" - когда из всего бесконечного многообразия природных форм выбирают кружочек, треугольник и квадратик (посмотрите на детские сортеры - какое убожество форм в самый разгар познания!). Теперь найдите две идентичные морковки? Соответственно, получая в руки разнообразные предметы и действуя с ними, ребенок учится анализировать ту разницу в действиях, которую дает непохожесть объектов. Как это переводится на человеческий язык: чтобы поднять вот эту тыкву, нужно столько-то усилий, чтобы вот эту - уже столько. Именно физические действия включают работу мозга! Не картинки и не слова! Только действия! Поэтому это возраст формирования будущих математических способностей - кинестетические познания формы, размера, количества (не заучивание цифр!!! а перекатывание ногами и перебирание руками!!! и т.п.), дальности расстояний и прочего. Здесь же начинается формирование будущего хорошего чтения и грамотного письма - в развитии природного чувства ритма (прыжки, монотонные действия вроде болтания ногами и любые действия с мячом).
Мы уже говорили, что мышление ребенка в пору раннего детства - наглядно-действенное. Оно основано на действии - название говорит само за себя. То есть, мышление целиком и полностью зависит от хорошей работы (или ее отсутствия) двигательного канала восприятия. Еще можно сказать, что чем больше "арсенал" действий по отношению к одному предмету, тем лучше развивается мозг. Чем больше ребенок может предложить вариантов применения одного предмета, тем лучше. Чем больше вариантов одного действия, тем лучше. Надеюсь, я достаточно много раз повторила в этой статье слово "действие" :)
Примерно к концу первого года жизни ребенок начинает решать исключительно сложную для него задачу - он продумывает цепочку действий. То есть, в младенчестве он тянулся к интересному предмету, который видел перед собой в зоне доступности (до него можно дотянуться рукой, потом доползти, потом дойти). Теперь же он начинает просчитывать алгоритм действий - этот предмет на столе высоко, до него не дотянуться. Но можно дотянуться до стула, а встав на стул - и до стола. ВОт это совершенно гигантский скачок в развитии мышления и самое главное достижение этого периода - просчитывание алгоритма действий! Отгадайте, какой канал восприятия здесь будет работать больше всего :)? Что его активизирует - отсутствие заранее созданных вместо ребенка алгоритмов действий (в электронных "развивающих" игрушках, где при нажатии одной кнопки будет только одно действие, хоть убейся). Максимум предметов без закрепленной за ними роли, которые можно использовать в любых ситуацих - например, природные материалы и самые простые кубики, палочки-брусочки и т.п. И простые бытовые ситуации, которые это стимулируют - если ребенок участвует в домашних делах, у него есть большой выбор таких ситуаций :)

 Теперь давайте подумаем логично, что дают мозгу в раннем детстве "развивающие занятия", где нужно совершить заранее определенное действие по заданному шаблону?

Отличная тренировка восприятия (а значит, и развитие мышления) - наблюдение за окружающим миром, живой и неживой природой. Подождите говорить: "Мы живем в мегаполисе, никогда не видим животных! У нас нет средств купить ребенку ферму!(сафари, зоопарк, заповедник, ...)". Заведите улитку в баночке? Посадите семечко одуванчика в горшочек на подоконник? Дойдите до ближайшего парка, и рассматривайте работу муравьев (они водятся даже в мегаполисах), ползанье гусенички по стебельку, бегающих по луже водомерок. Опять повторим уже много раз написанное - для мозга важно не количество объектов, а умение обрабатывать информацию о них. Чем больше ребенок наблюдает за одним и тем же объектом (та же улитка в баночке за неимением средств для покупки лошади), тем больше информации получает мозг, и тем больше связей он строит. Заводная игрушка не будет выдавать никаких новых действий, она многократно повторит шаблон. Но живая бабочка не пролетит одинаково с одного цветка на второй, со второго на третий! Наблюдение за природой - очень сильный стимул к развитию личности в целом.

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Как развивать ребенка?!
Раннее детство. Окончание.

Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому "ничего не интересно", я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон.

Откуда же берется любознательность, и как не мешать ее развитию?
В психологии существует понятие "литического периода" для формирования какого-либо навыка или качества. Это такое время, которое оптимально подходит для развития того или иного. Например, дошкольный период детства - литический для развития творческого мышления. Конечно, можно очень серьезно работать со взрослым человеком, чтобы растормошить его привыкший к шаблонам мозг, но гораздо легче, быстрее и проще научить мозг мыслить креативно именно в дошкольный период жизни. Итак, как раз период раннего детства - литический для любознательности.
Что это означает? Как мы помним, ребенок в это время представляет из себя вечный двигатель по получению и переработке информации от кинестетического канала восприятия. Если соответствующий центр в мозгу работает вяло или не работает вовсе (пока ребенок смотрит такие любимые родителями добрые мультики), желание познавать дальше тоже идет на убыль. Чем больше нагружен мозг подобной работой, тем выше желание познавать в дальнейшем. Мы уже знаем, что раннее детство закрепляет модели поведения для будущего, то есть личность получает те самые установки, на которые она будет опираться в последующие периоды. Если закреплена активность и любознательность - родители не могут получить потом апатичного и озлобленного подростка. И наоборот. Правило первое - ребенок свободно исследует мир (свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу "не трогай! упадешь! разобьешь!", лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки). Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (поиграйте с листиками и палочками на прогулке, понаблюдайте за жуками в траве),различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности. Исследователи, как известно, любят экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта. Я уже писала, что запрограммированные игрушки какого-нибудь там поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку - результат один, если с чаем - другой, а с вареньем вообще третий и куда интереснее!). Вообще чем больше у ребенка стимулов для активной добычи знаний, чем больше этих "зон свободного эксперимента", тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем. Не нужно представлять себе это глобально, как и в общении с природой не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом - пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства - найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом пока мама не видит летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира. Наша задача показать ребенку в этот период, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа - ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического канала, что можно не заниматься никакими другими "развивающими занятиями". Плюс к этому, ребенок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа - обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!
 Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь - будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры, интегралы в два года) - исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга все дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.

Вторая важная составляющая в сегодняшней части - активная позиция, позиция "Я". В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый "кризис трех лет", в результате чего он переходит с позиции объекта (ему, о нем, к нему, для него, и т.п.) на позицию субъекта в этом мире (Я хочу, Я решил, Я сделаю, Я САМ!). Он начинает впервые воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так). Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе. Вместо "дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь" можно учитывать "Я-позицию" и сказать примерно так: "Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко". Решите, в какой области ваш ребенок может "Якать" и "решать сам", и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается). Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить "кризисную" обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается в этих рамках (вместо "нельзя прыгать на диване!!!" купите батут, вместо "нельзя разливать воду за столом" дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).


Третья, особенно важная составляющая сегодняшней темы - границы. Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и если они имеют четкое представление о системе "можно-нельзя" для ребенка, то должны строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было "нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья".
Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.
В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему БОЛЬНО. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека. То есть, границы раннего детства - первый моральный кодекс человека.

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Как развивать ребенка? Дошкольники. Часть 1.

Мы начинаем рассуждать о том, что происходит в развитии личности в возрасте примерно от трех до шести лет.
В младенчестве (0-1) главный вопрос - как этот мир относится ко мне? В раннем детстве (1-3): как я могу взаимодействовать с этим миром? То в период дошкольного детства основной вопрос: как я могу преобразовать этот мир?
Эпоха дошкольного детства - расцвет творческого мышления. Именно сейчас можно либо дать толчок креативности на все последующие этапы, либо заглушить естественное желание ребенка созидать. Как мы знаем из предыдущих серий - не нужно ничего специального, чтобы у ребенка появилась тяга к творчеству. У здоровых нормально развитых детей она заложена от природы, нужно только не мешать ребенку и предоставлять ему возможность проявить эти способности. В дошкольном возрасте действует тот же принцип подражания как главный инструмент научения (ребенок следит за мамиными-папиными действиями и пытается их повторять). Но ребенок впитывает все, что видит перед собой, а не только действия в смысле действия с предметами. Иногда это не очень радует - например, ребенок очень точно копирует наши интонации (не в самом лучшем настроении). Точно тот же принцип работает в сфере любых творческих занятий. То есть, естественный подражательный "рефлекс" у ребенка плюс незыблемый авторитет взрослого в этом возрасте плюс нормальная человеческая лень идти самым менее затратным путем. Когда эти все слагаемые складываются, ребенок запечатлевает шаблоны на всю жизнь. Нет, я не имею в виду только рисование и желание мамы показать, как надо рисовать зайчиков :). Я говорю в общем, о принципе работы - если мозгу незачем напрягаться, он с удовольствием будет работать в экономичном режиме. Творческое мышление применимо не только тогда, когда ребенок сидит и рисует. Это, как я уже сказала, основополагающий принцип: желает человек преобразовывать нечто вокруг себя, для себя, в себе, или нет. Мы имеем это на многократных примерах взрослых: "ой, мне так плохо, у меня так плохо, все так плохо..." ну вот, пожалуйста, действуй! ты же можешь это изменить! "ой, мне так плохо, а вы - действуй... а мне так плохо, так плохо, все так плохо...". Это глубокая внутренняя позиция осознания себя либо творцом, либо созданием. И от этого зависит в будущей жизни не только сфера рукоделия.
Собственно говоря, на чем зиждется это самое творческое мышление? Вообще какое оно - мышление - в данном возрасте?
В возрасте от "трех до шести" мышление образное. Как строится образ? Для построения образа нужны следующие условия:
1. эмпирический опыт (ребенок не может вообразить предмет, который никогда не видел). То есть, взрослому можно дать определение некоего незнакомого предмета, и по определению он сконструирует представление. Для ребенка в объяснении каждое слово должно быть прежде знакомым по опыту предметом, иначе представление не сформируется.
2. абстрагирование от конкретного предмета (для младенца слово "стул" означает конкретный стул, который он видит в комнате. позже он сделает открытие - предмет в чужом доме тоже "стул", хотя не похож на "наш". При знакомстве с множеством похожих предметов происходит абстрагирование от конкретного и формирование понятия: "стул" это не только у нас и у бабушки, это вообще такой-то предмет с такими-то качествами).
3. овладение речью (здесь замкнутый круг: чтобы ребенок понимал слово, он должен ознакомиться с самим предметом, то есть пройти первый пункт).
4. развитие воображения (у здоровых детей с этим все в порядке изначально и ничего не нужно делать для).

То есть, после того, как исследован сам предмет (вспоминаем, что такое "исследован" для ребенка - это не на картинку посмотреть!). как усвоены его общие характеристики и его название, ребенок может представить себе его образ даже без физического подкрепления (то есть,в комнате нет стула, но ребенок по вашим словам представляет стул).

При чем тут творческое мышление?
При всем. Особенно - при пункте первом. ПОЧТИ ВСЕ "РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ" НАПРАВЛЕНЫ НА ВЕРБАЛИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ЛИШАЮТ РЕБЕНКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОБСТВЕННО ОБЪЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ.
Я надеюсь, что эта "умная фраза" была понятной. Ребенку дают кучу ВЕРБАЛЬНОЙ информации, которая перегружает его мозг (он упрямый, умеет работать на основании информации кинестетического канала). Для того, чтобы включилось мышление, ребенку нужно построить образы - оно образное, ну никуда отсюда не деться, даже если очень хочется! Чтобы построить образы - ребенку необходим практический эмпирический опыт. Все, круг замкнулся, можно "развивать" разными "развивалками" сколько угодно, которые никак не цепляют самое главное - способность мыслить, ибо главный механизм (работа с образами) не может быть запущен.
Это относится прежде всего к компьютерным обучающим программам для дошкольников - полностью обездвиженный ребенок, у которого отключен основной канал восприятия, и только нужно нажимать одним пальчиком на мышку. Вы видели, как дети начинают писАть? Нет, не замуштрованные дети в школе раннего развития :) ребенок валяется на полу, задирает ноги, и что-то калякает в криво удерживаемой тетрадке. Да, попутно подгрызая карандаш. Знакомо? Это потому что его мозг хочет работать, а если ребенка посадить "в постойке "смирно" за стол", то мозг работать не сможет! Второе - все программы (обучающие пособия на карточках туда же) дают мозгу "пюре" - готовые образы. Все! Мозг совершенно свободен. Но! и ведь даже готовыми образами можно оперировать, ну дайте хотя бы последнее действие сделать несчастному мозгу! Но и этого нельзя: в прописях и тетрадках заранее установлено, что, как, куда и зачем обвести, наклеить и заштриховать. То есть, что мы имеем: готовый, спущенный сверху образ (мозг не работал) плюс шаблонное готовое действие (мозг не работал). Что мы развивали? Умение сидеть на попе за партой?

Там, где ребенок может самостоятельно исследовать - ему необходимо давать такую возможность. Все очень волнуются, что тогда ребенок не освоит грамоту и счет. Я могу сказать на личном опыте, что ребенок, которому не спускают заранее готовые правила, очень легко осваивает все перечисленное хотя бы потому, что ему не ставят границ в исследовании. При подаче готового материала у ребенка будет "потолок", выше которого стремиться не нужно. (я попробую позже написать про "нашу домашнюю математику", пока только в общем).
Все, до чего ребенок может дойти сам - пусть дойдет сам. Например, вы сказали,как называются числа от одного до десяти (этого он сам придумать не может), но не сказали, что один и один это два - ребенок отлично выведет сам принципы сложения и вычитания, НА ПРАКТИКЕ, а не на бумажке! Принцип такой: чем глубже были исследованы "азы", тем легче и эффективнее будет обучение на гораздо более поздних этапах (да, когда будут интегралы и векторы). Собственно, этот возраст требует выдачи инструментов, а уж как ими действовать - ребенок сам разберется. (я имею в виду инструменты познания). Развитие ребенка в интеллектуальной сфере можно представить, как раскручивающуюся карусель: при первых толчках движение крайне медлеенное и тяжелое, потом быстрее, потом еще быстрее, потом мелькает-мелькает-мелькает... Поэтому не нужно нервничать на этапе исследования предметов - пусть ребенок сидит там, сколько нужно. Он вырастет, поверьте :) его мозг тоже будет расти и развиваться. Следовательно, перейдет на другие этапы, когда просто потрогать и полизать предмет уже недостаточно.

Так же обстоит дело с детскими вопросами - "почему?". Мы слишком торопимся прочитать ребенку энциклопедию и показать документальные познавательные фильмы. (Я сама использую ролики "дискавери" очень ограниченно и тогда, когда никакими другими способами не справиться, то есть не показать мне в жизни производство бумаги,но декоративную бумагу сделать самим можно). родительский ответ на детские "почему?" должен побуждать ребенка мыслить дальше, а не "отстать, замолчать и читать энциклопедию".

Теперь вернемся к образам. Как я уже написала, они формируются на основе реально виденных и исследованных предметов. То есть, чем больше у ребенка возможности исследовать пусть несколько образов, тем лучше для работы его мозга. Еще проще: если вы можете на прогулке ежедневно (ну, регулярно) исследовать листики, палочки, гусеницу и муравьев, для мозга это все перетянет пассивное наблюдение на экране тысяч "развивающих программ" и любых научных фильмов. Потому что чем глубже исследован один предмет, тем богаче образ. Но ни в коем случае не "чем больше пассивно усвоенных образов, тем лучше". Ценность образа именно в том, чтобы мозг с ним работал. Работать он будет при условии опоры на двигательный канал - вспомните "замкнутый круг", и успокойтесь, что у вас мало вокруг объектов для исследования :)
Из всего вышесказанного, надеюсь, станет понятно, почему я так против шаблонов в рисовании - как раз в рисовании ребенок получает уникальную возможность сгенерировать свободный образ и как угодно управлять им. Совсем хорошо - если появляется "рисунок-игра", когда ребенок во время рисования как бы играет с сюжетом и персонажами: "а теперь девочка ушла в домик (закрашивает девочку), а там она чай пила (в окне появляется мазня, символизирующая девочку с чаем), а потом спать легла..." и т.п.

Понятное дело, что сюжетно-ролевая игра - тоже благодатная почва для создания образов. Чем больше ребенок получает готовых игровых предметов (различные игрушечные аксессуары), тем меньше мозг должен работать, и наоборот. Если в доме много игрушек -стимулируйте ребенка играть в то, чего у него нет и что невозможно поставить в виде готовой игрушки. Есть все для игры в "домик" - играйте в путешествия и пиратов. Чтобы вдохновиться - можно почитать какую-нибудь увлекательную книжку, дети отлично проигрывают прочитанное. Чем сложнее закручен сюжет в игре и чем больше дополнительных персонажей (не реальных игроков, а вымышленных персонажей) он вводит - тем лучше у него работает мышление. Если игра слишком примитивна - сдвигайте с мертвой точки, предлагая варианты развития сюжета и "бросая" в интересный момент -пусть сам ищет решения для дальнейшего развития. (играют в принцесс - предложите построить новый дворец, намекните, что крышу можно сделать из красивого покрывала, и пусть дальше сами). Главное - умеет ли ребенок видеть невидимое? Умеет ли он искать образы и там, даже где их нет? (на что похожи облака - классика. ест ребенок: "мама, смотри, в помидорке сердечко!" и т.п.). Чем свободнее он придумывает свои образы и чем свободнее ими оперирует - тем лучше сейчас строится его мышление, которое не всегда будет образным - потом оно станет логическим. НО! Его привычка работать и широта применения строятся сейчас!

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Как развивать ребенка? дошкольники. часть 2

В период дошкольного детства у ребенка формируется основа мировоззрения и система ценностей. Начинается процесс в период установки границ - "что такое хорошо, и что такое плохо", а в дошкольный период мозг учится дифференцировать и категоризировать (то есть, видя незнакомый объект относить его по совокупности характеристик к некоей группе). все то же самое происходит и в плане нравственного воспритания - видя спорную ситуацию, ребенок разрешает ее с помощью сформированных ранее правил и принципов. Сейчас все разрозненные отдельные детали собираются как паззл в одну картину, у ребенка строится целостная картина мира. Он мыслит системно, есть стержень, на который нанизываются все новые детали.
Что это значит с практической точки зрения?
Поскольку возможности - временнЫе и физические - не безграничны, мы не можем впихивать-впихивать-впихивать информацию в ребенка, не давая времени на ее обработку и переосмысление, то необходимо определиться с приоритетами. Если сейчас упустить время, которое необходимо посвятить эмоциональному развитию и формированию нравственной картины мира - потом будет очень сложно его наверстывать, восприятие будет другое, эмоциональная сфера более закрыта, взгляды уже оформлены и т.п. Как раз в дошкольный период совершается "первый цикл" формирования морально-нравственных ценностей личности. И не нужно это время искусственно посвящать изучению абстрактных символов или научных терминов, оставляющих эмоциональную сферу "не у дел".
Если обратить внимание на сюжетно-ролевую игру детей (я имею в виду нормально развитую игру, а не примитивное повторение "бац-бац!" из мультиков и "стрелялок), то можно увидеть, что дети постоянно вводят какие-то ситуации, которые нужно разрешать, исходя из нравственных ориентиров (кто-то кого-то обидел, и т.п.).
Игра позволяет ребенку переживать все, а не просто осмысливать. Это было одно из громадных заблуждений советской педагогики: если ребенок будет ЗНАТЬ, как поступать, то он так будет поступать. Ничего подобного! Вы думаете, те люди, которые проходят мимо человека, которому плохо в метро, или не уступают место старушке - не знают ничего о этике поведения? Как раз знают все прекрасно. Но это совершенно не те знания, которые должны сухо усваиваться разумом. Здесь должно обязательно участвовать сердце. Ребенку необходимо научиться СОПЕРЕЖИВАТЬ, почувствовать на себе то, как может быть плохо "обиженному". Понятное дело, незачем ему все негативные стороны проживать в реальности - для того, чтобы он по-настоящему прочувствовал, событие может быть и вымышленным. Это очень легко дается в сказке, когда ребенок представляет себя то одним персонажем, то другим, и эмоционально проживает различные ситуации. Это также легко делается в игре, когда ребенок живет по-настоящему в вымышленных ситуациях. Поэтому, недостаточно почитать ребенку "что такое хорошо, и что такое плохо" и снабдить его десятком нотаций о том, что "хорошие детки так не делают". Необходимо работать с его эмоциональной сферой, чтобы пробудить в нем добрые чувства, которые как раз и будут вдохновлять на добрые поступки, а не сухие знания этического кодекса (добрые поступки бывают как раз неразумными с точки зрения логики и собственной выгоды).
Очень хорошо, если ребенок может по-настоящему пережить какие-то ситуации, а не только в мире фантазий. Это уже вопрос к родителям, могут ли они в реальной жизни и быть примером, и поучаствовать в чем-то вместе с ребенком (навестите больного, приготовьте неожиданный подарок без всякого повода кому-то, покормите бездомных животных и т.п., чтобы для ребенка заботливое поведение не осталось теоретическим "уступайте места пассажирам с детьми и инвалидам"). Многие современные родители так боятся не успеть научить ребенка читать-писать-считать (хотя после трех лет у него никто не отнимет эту возможность), и любым другим "развивалкам", что забывают о том, что даже пусть ребенок академиком станет, и внутри будет черствый и злой человек - ему это не принесет счастья. Опять вернемся к тому, о чем постоянно напоминаем - очень многое зависит от нашей системы ценностей, что мы стараемся заложить в ребенка, что мы считаем наиважнейшим в начале его жизненного пути.

tarsusha

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +128/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4567

  • Таня+Арсюша
    • Просмотр профиля

Девочки, спешу поделиться радостью. Арсений сам научился читать за последние пару месяцев.  Это очень интересно наблюдать было его усилия. Честно скажу, принципиально целенаправленно  не  учила  его писать, читать, считать. Он выбрал свою собственную тактику. И насколько все разумно в маленькой головке. сейчас пишет  предложения, но пишет пока,не разделяя на слова,предлоги, союзы. пишет без пробела.  Думаю, скоро дойдет и до этого. С цифрами очень усердно работает. Понял как считать наоборот,десятками, тысячами. Причем, когда начинается мыслительный процесс, он уединяется и думает,думает, становится спокойнее, а потом  выдает свое достижение  громким голосом и горящими глазами. Не жалею, что не учила всему этому ребенка, но признаюсь, немного переживала, сомневалась.  Наши сверстники, в большинстве,  уже давно этим владеют.  И как всегда сразу включаются  внутренние комплексы:)))  Но я их подавляла и сейчас вознаграждена за терпение.  :ab: Честно,даже стесняюсь об этом написать в ровесниках:))

Юляна

  • Новичок
  • *
  • Доброе имя +3/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 36

    • Просмотр профиля

Классно!!! :ay: А сколько ему сейчас лет?

tarsusha

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +128/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4567

  • Таня+Арсюша
    • Просмотр профиля

5лет 10 мес :ab:

L_o_r_i_k

  • Болезненая вежливость японцев есть следствие многовековой привычки открыто носить два меча
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +103/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2096

    • Просмотр профиля

Светлана-Львица

  • Супер-Профи
  • *****
  • Доброе имя +25/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 663

    • Просмотр профиля

Спасибо за статью Марины Озеровой! Про младенцев со многим согласна, не со всем, но насчет любить, носить на руках, целовать, обнимать, петь песенки, пестовать и тп полностью согласна! Интересная темка на форуме-надо всю прочесть)))

Ульяна

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +550/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17454

    • Просмотр профиля

И у нас тоже самое, осенью внезапно выяснилось, что Сеня умеет читать и писать. Я его до этого вяло пыталась выучить, он не хотел и я на год где-то отстала вообще. Потом раз, берет ребенок книжку - читает, потом сел список занятий для себя накатал. Я думала, в садике учат - нет, там только палочки писали. Просто стало интересно, подошел возраст. Не зря же это происходит у всех деток примерно в одно время.

tarsusha

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +128/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4567

  • Таня+Арсюша
    • Просмотр профиля

Ну-ну.Уль, в теме ровесников уже года 2 дети читают как минимум. да и вы писали предложения с годик назад. помнишь рисунок из садика Сенечка твой принес? про пожарку, по-моему.  Так что не прибедняйся:)))  Твой Сеня младше моего на полгода к тому же.

Ульяна

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +550/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17454

    • Просмотр профиля

Нет, Тань это не совсем то. Мы с тобой обсуждали уже как-то.Одно дело, когда ребенок пишет под диктовку. Я ему буквы подсказываю. И другое, когда он сам соображает, что написать и как построить предложение. Ошибок была туча, но понять было можно :)) Да и тот рисунок с пожарным - осенний :) Сентябрь где-то.
И чтение. Ну читал Сеня в три года - мама, папа. Как обезьянка - запомнил и все, мне кажется. А теперь он читает осмыслено. Прочитал слова, сложил в предложение, понял, о чем. Прочитали - пересказываем по картинкам.
То есть мозг созрел :) Второго я вообще не трогаю, он у меня неуч. Занимаемся с Сеней, он буквы тывает, запоминает, когда ко мне приходит с букварем (огромная такая книжища с буквами в ладонь размером, он балуется в основном. Сеня алфавит знал в год и семь, он хотел и я его подталкивала, а Елисею просто не хочется - или опять же я усилий не прилагаю. Сама запуталась, сделав такой шаг от раннего развития к естественному :))
Зато как бы понимает соотношение буквы-звучания звука. Был у нас казус  :girl_haha: Загадывая загадку.Юркий маленький зверек, по деревьям скок-поскок.
Не знаю, говорит.
- Елисейка,подсказываю: на букву "Б".
- Баран бешеный!
Пошутил, наверное, мы до сих пор с мужем рыдаем, вспоминая.

tarsusha

  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +128/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4567

  • Таня+Арсюша
    • Просмотр профиля

 Поняла, Ульян.  Пусть с ошибками, но писал.. пусть читал как обезьянка, но читал. Мой Сенька в 3 года не мог не то что читать, о буквах понятия не имел. И ты занимаешься сейчас. Я не занимаюсь. максимум, едем в машине - Сеня говорит,давай десятками считать. Ну давай. вот так. Я занимаюсь с ним общепознавательным направлением. Читаем психологические сказки,обсуждаем поступки героев. Как бы он поступил на его месте, как бы я. Обычные сказки, рассказы. Рисуем,лепим, вышиваем:) И много-много двигаемся. у нас в этом году значительные спортивные достижения- горные лыжи,двухколесный велосипед, двухколесный самокат.   При  медлительности моего малого,это много для меня значит. Ну и мы на джиу-джитсу уже полгода ходим. А интеллектуальным развитием-чтение,письмо, счет-планирую заняться в 6.5 лет.  В школу мы идем в 7.2. думаю, успеем.