ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС №6
Ф.И.О.: ХХХХХХХХХХХ
Возраст: 5 лет (16.08.07)
Дата: 12.09.12
Прошёл очередной курс реабилитации. На исследовании с мамой. Мама отмечает положительную динамику. Стал частично доступен диалогу. На вопрос: «Как тебя зовут?» - ответил «Антон», «Как маму зовут?» - «Мама Анжела», «Как папу зовут?» - «Папа Анжела», повторил за мамой: «Папа Толя», «Как сестру зовут?» - «Ая». Насторожен. Не улыбается. Постоянно шёпотом на исследовании говорит (повторяет все произнесённые другими слова». Истощаем. Исчезли явления негативизма при осмотре ЛОР-органов (самостоятельно открыл рот).
Объективно:
Импрессивная речь:
Возрос объём понимаемой ситуативной речи, на прежнем уровне понимание внеситуативной речи («сначала – потом»).
Соматогнозис в прежнем объёме ( показал брови, ресницы, путает ногти-локти, вероятно, из-за недостаточности фонематического слуха, не показывает называемые пальцы).
Показывает предметы на картинках и в кабинете (путает пол, потолок, дверь). Не понимает предлоги.
Речевой слуховой гнозис: в стадии формирования (повторял некоторые звуки, слова, предложение из 5-6 слов, в прошлый раз на исследовании, повторил предложения из 3-4 слов).
Фонематический слух: в стадии формирования.
Неречевой слуховой гнозис: в стадии формирования.
Ритмическая способность улучшилась (стал отстукивать по столу равноударные и неравноударные ритмы до 5 хлопков).
Экспрессивная речь:
Речевая активность и инициатива увеличились. Диалог в стадии формирования (появилась возможность выбора, может предложить свой вариант). Общается с помощью шаблонной речи и отдельными словами. Стал активно использовать весь пассивный словарь. Улучшилась номинативная функция речи, формируется автоматизированная речь (со слов мамы пересчёт предметов, пальцев до 5, ранее пропевал длинные логопедические куплеты в неподходящих ситуациях, теперь это исчезло, эхолалии значительно уменьшились). Говорит чаще шёпотом, впервые на исследовании появилась и громкая речь. Лексический состав увеличился (называет много предметов), формируется глагольный словарь, в спонтанной речи использует много глаголов, при составлении предложения по картинке очень мало (на исследовании не назвал).
Звукоподражание улучшилось (изображает лягушку, корову, мышку, собаку, змею, кошку и др., ранее - показывал, как храпит во сне ёжик и др. неречевые звуки из просмотренных мультфильмов).
Нарушена звукопроизносительная сторона речи по типу дизартрии. Нарушены губные (в), соноры (отсутствуют л, ль, появилось горловое р, рь).
Со слов мамы перестал просматривать один и тот же мультфильм по нескольку раз, стал просить включить определённые мультфильмы. Гигиенические навыки улучшились (самостоятельное мочеиспускание в унитаз, стал контролировать дефекацию, ест пищу в виде пюре, стал одевать и снимать с себя любую одежду, научился снимать майку). Слушает сказки (типа «Репка», если мама её читает эмоционально и с жестами).
Праксис: оральный праксис нарушен (впервые выполнял инструкции, тремор вытянутого языка, перемещает язык только в полости рта, не облизывает губы, пытается надуть щёки, отдельно щёки не надувает, подмигивает глазами – прикрывает соседний глаз).
Артикуляционный праксис улучшился (не сформированы л, ль, в, вь).
Мануальный праксис улучшился: неровно стал ставить позу «колечко», «ушки», «козу» справа, «осу» (ранее удерживал поставленные позы «козу»).
Символический праксис сформирован (был ранее не сформирован).
Динамический праксис улучшился: пытался повторять каждую поставленную позу: К, Л, Р, множественные пространственные ошибки).
Обратите внимание! невозможное стало возможным!
Заключение:
По сравнению с предыдущим исследованием за прошедший курс реабилитации произошла следующая положительная динамика:
• улучшилась импрессивная речь: речевой слуховой гнозис (повторяет предложение из 5-6 слов, (ранее из 3-4 слов) и неречевой слуховой гнозис (стал отстукивать по столу равноударные и неравноударные ритмы до 5 хлопков).
• улучшилась экспрессивная речь: речевая активность и инициатива увеличились, формируется диалог (появилась возможность выбора, может предложить свой вариант), стал активно использовать весь пассивный словарь, улучшилась номинативная функция речи, формируется автоматизированная речь (со слов мамы пересчёт предметов, пальцев до 5,) эхолалии значительно уменьшились, формируется глагольный словарь, в спонтанной речи использует много глаголов, при составлении предложения по картинке очень мало, улучшилось звукоподражание (изображает лягушку, корову, мышку, собаку, змею, кошку и др., ранее - показывал, как храпит во сне ёжик и др. неречевые звуки из просмотренных мультфильмов), произносительная сторона речи (появилось горловое р, рь).
• улучшились гигиенические навыки (стал контролировать дефекацию, стал одевать и снимать с себя любую одежду, научился снимать майку).
• улучшился праксис: мануальный (стал ставить позу «колечко», «ушки», «козу» справа, «осу» (ранее удерживал поставленные позы «козу»), появился символический праксис, формируется динамический , улучшился оральный праксис (стал выполнять инструкции).
Клинический диагноз:
Моторно-сенсорная алалия (ОНР 2 уровня). Дизартрия.
Шифр МКБ-10: R 47.8 R 47.1
Рекомендовано:
Продолжить курс реабилитации. На групповых занятиях в отделении ВРР (РГ-2-3) делать акцент на развитие диалогической речи, средних ритмов, фонематического восприятия, понимание предлогов, массаж языка, лица, кистей, пассивная и активная логопедическая гимнастика.
Фониатр-эксперт, логопед: Малова М.М.