По поводу длительности урока. Конечно, эффективнее заниматься 2 раза в неделю по 90 минут, чем один раз 180 минут. Но очень часто именно ученики (точнее, их родители) просят два коротких урока (90-120 минут) соединить в одно длинное занятие, чтобы у детей оставалось больше времени для других дел.
Я, конечно, всегда объясняю, что мы не можем перехитрить психофизиологию. Оптимальная длительность регулярных занятий (не интенсивов) - 90/120 минут. Хотя такие длинные уроки (3 часа и более) проводить можно (если нет другого выхода), и они будут эффективны, если преподаватель заранее тщательно продумает структуру, подготовит материалы, грамотно будет переключать виды деятельности и т.п.
Теперь по поводу того, что такое длинное занятие выгодно преподавателю
Поверьте, преподавателю качественно провести занятие длительностью 180 минут труднее, чем ученику его "высидеть" (даже добросовестному ученику).
Я ни на секунду во время урока не могу отключиться! Нет ни одного мгновения во время урока, когда я могу отвлечься и подумать о своем. Надо все время "работать собой", "держать" учеников, следить за уровнем внимания, понимания и концентрации. Вовремя объяснить (ученики часто говорят, что им все понятно, а по факту -нет), подбодрить, переключить на другой вид деятельности (частенько спонтанно).
Я ведь и в позиции обучающегося периодически бываю: поверьте, 100% концентрация ученика в течение такого длительного занятия невозможна, периодически мозг отключается, концентрация внимания ослабляется! Ученик этого может даже не замечать, но преподаватель должен грамотно и эффективно использовать каждую минуту урока. Это очень энергозатратный процесс.
Когда мне приходится проводить такие длинные занятия, я под конец чувствую себя прямо опустошенной
В голове гудит, звенит, а язык, бывает, заплетается) Конечно, ученики ничего этого не увидят и не заметят, но для меня как для преподавателя гораздо экологичнее провести 4 занятия в день по 90-120 минут, чем 2 по 3-4 часа (!)