Урок МХК
Люблю я такое, может, и кому из вас понравится
Прянишников. В ожидании шафера: что на самом деле изображено на картинеКартина Иллариона Прянишникова «В ожидании шафера» — отличная жанровая вещь конца 19 века. Картина живая, эмоциональная, динамично скомпонованная – то есть достаточно «французская» — но при этом сохраняющая еще и передвижническую повествовательность. Эта важная нотка с годами пропала, так как понимание повествования – а это как бы «разгадка» сюжета картины – требовало от зрителя нахождения в социальном контексте, который за 130 лет утратился полностью. И сюжет в целом, и многочисленные «пасхалки», спрятанные в картине, перестали быть понятными. Мой пост имеет задачей восстановить утерянный контекст и дать читателю возможность увидеть картину глазами зрителя 1891 года.
Сразу надо сказать, что мы реконструируем не замысел художника (прямого объяснения картины от автора не сохранилось), а впечатление зрителя. Как положено, в жанровой картине много что недоговорено, и мой текст является не более чем догадкой – а это и есть правильный ответ на послание художника, который провоцировал зрителя на догадки.
СюжетСюжет картины прост. Чрезвычайно красивой юной девушке из обедневшей и деклассированной дворянской семьи, перешедшей от барского к мещанскому стилю жизни, удалось найти очень богатого жениха из иного социального слоя, и это было сделано через участие профессионального посредника – свахи. На картине мы видим утро перед свадьбой. Жених прислал за невестой карету и представительного лакея, и теперь все ждут появления шафера (роль для друга или родственника жениха), который поедет с ней в церковь. Сваха, выполнившая свою задачу с успехом, чувствует себя свободно и развлекается беседой. Отец невесты в восторге от происходящего и испытывает огромную благодарность к свахе, из–за чего держит себя перед ней несколько подобострастно. Мать, напротив, больше думает о неблагоприятных аспектах неравного брака и выглядит встревоженной. Невеста же не знает, что и думать, и находится в прострации. Впрочем, никто и не ожидает от невесты выражения собственного мнения, в этой брачной сделке она является объектом, а не субъектом.
Но это поверхностный слой. Интереснее будет покопаться в деталях.
Детали1. У вас ощущение, что бедных родителей невесты не пригласили на венчание? Ничего подобного, православные венчаются без присутствия родителей брачующихся, так как Христос сказал: «оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей». А одеваться на свадебный обед им пока рано, в запасе есть несколько часов.
2. На груди у отца невесты Знак отличия ордена Св.Георгия 4й, т.е. низшей, степени («солдатский Георгий»), награда, которую давали нижним чинам за боевые отличия. Можно ли это считать признаком того, что этот человек окончил службу нижним чином? Нет, нельзя, более половины офицеров, родившихся в 1840–х годах, не обучались в военных/юнкерских училищах, а выслужили чин в армии (где они составляли особую группу юнкеров армии, а затем вольноопределяющихся). Некоторая часть этих кандидатов в офицеры попадала на войну и там могла заслужить награды, положенные для нижних чинов. Заметим, что орден св. Георгия любого достоинства (включая и его «солдатские» степени) было положено носить непрерывно, и многие отставники носили на штатском платье только его, игнорирую менее престижные награды. Так что, возможно, у героя картины есть еще кое–какие низовые офицерские ордена, но их уже неприлично носит на чем–либо, кроме полного военного мундира либо фрака.
Таким образом, скорее всего перед нами отставной военный. Его вислые усы, осанка, манера одеваться в узкую одежду, наличие прислуги при явной бедности — всё это указывает на отставного офицера, а тайминг событий (см. далее) – на то, что он вышел в отставку в возрасте около 25 лет, то есть в самых небольших чинах (прапорщик или подпоручик).
3. Где отец невесты получил свой орден? На вид ему 40 с небольшим лет (люди того времени выглядели старше, чем это кажется на наш вкус). Дочери 17–18 лет, то есть отец женился по минимуму 18–19 лет назад. Младшему офицеру жениться обычно не разрешали (да и не особо хотелось, при грошовом жаловании). Следовательно, он вышел в отставку где–то в 1872 году, а поступил на службу в середине–конце 1860–х. Единственная война России того периода – это Туркестанские походы, и, скорее всего, орден получен за взятие Самарканда в 1868 году. В более популярном взятии Ташкента наш герой поучаствовать уже не успел, иначе его дочь была бы моложе.
4. Слева за спиной свахи висит выпускная фотография женской гимназии. В больших овалах начальница и попечитель, верхний ряд – преподаватели, нижние ряды – гимназистки. То, что наша девушка только что окончила гимназию, существенно усилило ее позицию на рынке невест. Кстати сказать, редкое в ту пору у женщин высшее образование практически уничтожало их шансы выйти замуж.
5. Справа на переднем плане мы видим икону, вынутую из киота. Это так называемая «фамильная» или «семейная» икона, некоторый аналог семейной библии у протестантов. Это единственная из икон в доме, которая имеет сентиментальную ценность – она передается из поколения в поколение и ей принято благословлять новобрачных. Икона очень качественная, дорогая (в окладе с большим количеством жемчуга) и старая, написанная еще в допетровской традиции. Это, возможно, намек на то, что в предшествующих поколениях семья отца (икона передается по мужской линии) знавала лучшие времена.
Стиль жизни
Семья невесты существует где–то на границе между мещанским и барским жизненным укладом. С одной стороны, отец и мать (особенно последняя) одеты безобразно плохо. С другой стороны, они все–таки живут с прислугой, не марают руки черным домашним трудом, а это очень важная граница. С одной стороны, малоопределенная комната, в которой происходит действие, выглядит жалко – ни обоев, ни занавесей, случайная сборная мебель, и тут же хранятся тарелки и самовар. С другой стороны, мы явно в квартире с разделением на барскую и черную части, предположительно, в квартире есть еще кухня/хозкомната (там же спит прислуга), гостиная/столовая, где есть стол и диван, и либо общая спальня (кровать родителей выгорожена ширмой), либо спальня и детская.
Общее впечатление, что семья имеет следующие приоритеты: наличие прислуги и обучение детей в гимназии – квартира с разделением хозяйственной, спальной и гостиной зоны – минимально приличный костюм отца семейства, требуемый по условиям работы. Всё остальное финансируется по остаточному принципу, и как раз на это остальное денег остро не хватает. Мать семейства и дети плохо одеты, дом обставлен дрянью, можно предположить, что семья питается примитивно и не позволяет себе даже простейшие развлечения.
Так живут люди, имеющие детей и зарабатывающие на том нижнем пределе, который имеет «настоящий» барин (но живущий без семьи), одновременно являющемся верхним пределом для «не–барина» без среднего образования, работающего по–найму – это 800–900–1000 рублей в год.
Это зарплата ответственного, опытного старшего конторщика или бухгалтера, артельщика (это материально ответственное лицо – кладовщик, кассир, экспедитор), управляющего каким–то подразделением бизнеса (доходным домом, мастерской, небольшой гостиницей, магазином), агента на железной дороге (сегодня это называется логист), страхового агента. Кто–то из людей этого уровня пытается, как герои нашей картины, частично воспроизводить барский стиль жизни, хотя денег отчаянно не хватает, а кто–то радуется жизни, живя на те же деньги как богатый простолюдин.
Если начать фантазировать, увольнение отца из армии (конец 1860–х – начало 1870–х) и было временем, когда дворяне, поколениями проедавшие свои имения, были вынуждены массово деклассироваться. Причиной, разумеется, была крестьянская реформа – механизм выкупа земель и помещиков был придуман так, что слабые и задолженные дворянские хозяйства больше всех пострадали от реформы. Крестьяне вышли на выкуп, обедневший помещик (дед невесты) не получили ничего, потому при выкупе принудительно закрывали старые ипотечные долги дворян, остатки имения продали, дворню распустили (ведь теперь прислуге надо платить жалованье) – и тут отец невесты понял, что ему ничего не светит ни в армии (карьеру теперь делают те, кто учился в военном училище, а выслужил офицерский чин в войсках), ни в деревне. Отставка и постепенное превращение в мещанина.
Жених и его стратегия брака
О женихе художник намеренно не сообщает ничего определенного. Представительный лакей, шуба и роскошное свадебное платье намекают на то, что с деньгами у него всё в порядке, а также на то, что это человек светского (а не традиционно купеческого) стиля жизни – грубо говоря, человек, у которого такой лакей, сам носит фрак и цилиндр.
Зачем такому человеку жениться на девушке не из своего круга? Ответа, в принципе, два – либо у него нет своего круга, либо молодая красавица его круга не согласится выйти за него.
Если верен первый ответ, то наш жених заведомо не аристократ – для аристократов типична отличная социализация, у них масса знакомств, балы и званые обеды, им не особо нужны свахи, если они женятся вне своего круга, то на невестах с очень большими деньгами. Жених не высокооплачиваемый интеллигент – у интеллигентов своя социализация и привычка жениться на более интересных женщинах. Вряд ли он из слоя old money – серьезные миллионеры из семей с историей также предпочитают женщин своего круга и большое приданое.
Но и за пределом этих групп было полно не вполне социализованных людей, происходивших из всех социальных слоев и разбогатевших в первом поколении. Удачно чем–то поторговал – купил акции – продал акции – купил пароход – продал пароход – построил паровую мельницу – продал паровую мельницу – купил большой пакет акций страховой компании – попал в ее совет директоров. И вот теперь ты солидный господин с полумиллионом–миллионом рублей, а жены–то нет, а все знакомые – случайные разночинные люди, и невесту через них не найти. Вот тогда нужна сваха.
Второй ответ проще – жених не годится для любой невесты с хорошим социальным статусом и приданым. Это либо жалкий старик 50+ лет, либо инвалид.
В любом случае мы должны понимать, что объяснения типа «захотелось молодого тела» к нашему случаю не подходят. Брак для мужчины в ту эпоху – самый неподходящий и дорогостоящий метод получить доступ к сексу. Пожилой обеспеченный любитель секса с молодыми красавицами мог бы просто завести не менее эффектную «экономку», содержание которой обошлось бы дешевле при отсутствии неразрывного обязательства. И она бы еще была француженкой. Так что намерения нашего жениха явно почтенные, матримониальные, ему нужна именно жена, а может быть, еще и дети.
Невеста и ее стратегия брака
Для начала надо понимать, что перед нами стратегия не столько невесты, сколько ее родителей. Девушка закончила гимназию; куда ей теперь деваться? Вариант «сидеть далее на шее у родителей» отбрасывается, для той эпохи старая дева в семье это горе, даже если денег хватает. Брачный возраст (для первого брака) короток, прозевал окно, потом жениха не найти. Вариант с самостоятельным движением по жизни после окончания гимназии изображен на картине «Приезд учительницы в деревню», которой уже был посвящен отдельный пост. Если коротко, выражение оторопи на лице у молодой учительницы – которая, быть может, была одноклассницей нашей невесты – неотличимо от наблюдаемого на нашей картине. Поступление в высшее учебное заведение – редкий, опасный и эксцентричный путь, курсисток подозревают в том, что они шлюхи, революционерки, лесбиянки и никому не нужные уродины. Остается замужество.
Замужество по любви – роскошь для тех, кто женится на равных, имеет широкий круг семейных знакомств (юноша и девушка не могут познакомиться вне семейного круга, тиндер еще не придуман) и приданое, позволяющее выбирать между претендентами. Все остальные девушки среднего класса выходят за тех, за кого их просватали, и чем выше положение жениха, тем и лучше. Так что, в принципе, нашей невесте повезло и ее отец радуется не зря. Выдающаяся красота, дворянская фамилия (кое–для кого, прежде всего для недворян, это еще имело значение) и квалифицированная сваха сделали свое дело. Невеста куксится – это просто глупость и неопытность, лучшего варианта не будет.
Автор обзора
erohov