ой, девочки, в общем животрепещет во мне дискуссия с "похвалой", и вот даже в литературе о перинатльной психологии сегодня столкнулась с идеями представительницы французской психоаналитической школы Франсуазы Дольто ( автора книги "На стороне ребенка"). вот что она пишет:
"биологически мы все отдельные индивиды ,которые не могут жить в полном слиянии, даже на этапе беременности. То, что нас соединяет, - это сугубо человеческий способ взаимодействия - психолгическая коммуникация посредством слова, "потмоу что разум и дух есть у каждого, а дух воплощен в слове...Слово - это способ все очеловечить". Каждый человек выражает себя в человеческом коде - в "языковых отноешниях".
Язык желаний находится в теле. Очеловеченное желание выражается с помощью языка. Только "языковые отношения" позволяют сделать симбиоз отношением.
Что такое "языковые отноешния"?по утверждению Дальто, для зародыша - это язык мыслей и те слова, которые мать произносит именно для него и которые насыщают его "радостью от общения" Витальность ребенка, живущего в утробе, и младенца структурируется матерью при помощи слова. Так происходит его очеловечивание.
Люди нуждаются в символическом смысле своей жизни ничуть не меньше, чем в физическом. и это проявляется уже на этапе вынашивания ребенка. в этот период мы общаемся с другими на биолгическом, витальном языке, языке потребностей. Однако смысл биолгических событий важнее самих событий. Все невысказанные страдания матери во время беременности ребенок будет высказывать телом.
п.с. в общем к чему это я все: к тому, что если даже в утробе матери ребенку уже становится важным общение словами ( потому как уже в 3 триместре у него возникают зачатки логики и мыслительного процесса), то в его жизни дальнейшей уже в этом мире ему еще более важным становится общение словом, и поэтому ему очень важно осзвучивать все свои мысли, желания, похвалы и даже неудовлетвоернности ( потому что в случае последних он это в принципе автоматически принимает на себя и они уходят в его тело). именно поэтому ребенку важно слыщать и воспринимать - так он учится не только выражать свои чувства любые (и любовь, и злость и весь резервуар чувств, которые есть у нас уже до момента рождения и с момента рождения.
потому что задумайтесь, ведь каждой из вас в разные периоды семейной жизни недоставало проявлений чувств от того же мужа, а это же связано с тем, что он просто не научен их прявлять, я уже молчу о том, что многие сталкиваются и с расколом сферы чувств со сферой понимания - истоки этого как раз в недостаточной проговоренности чувств, испытываемых нашими родителями. поэтому когда ребенок приходит к вам в поиске похвалы , подумайте, прежде чем отказывтаь ему в этом из соображений "внешней или внутренней мотивации", "поощрения/непоощрения эго" и всех прочих моментов - глубокая форма нарциссизма - это как раз когда ребенок не получил НИЧЕГО от своих родителей