Мы были сегодня на кладбище.
Убирали могилки.
И я все таки решила попытаться сформулировать вопросы, которые роятся в моей голове давно.
Мне интересно, где-нибудь сформулировано отношение РПЦ к тому, как православным надо вести себя с усопшими?
Все, что я знаю о том, что надо делать для умерших, - это молитвенное правило (40-дневная молитва), и свечки за упокой, и молитвы.
Т.е. побольшому счету РПЦ описала духовную сторону проблемы.
А вот, что делать с могилами, какие ставить памятники/кресты/надгробия, на какой день хоронить, и т.д. и т.п.... все что происходит, ИМХО домыслы, и суеверия. А точнее традиция.
Вот например, почему, нужны оградки, и памятники?...
Почему надо поминать? водкой?
В общем у меня какие-то непонятки с этой стороной нашей жизни.
Хочу немножко поправить - не "свечки за упокой", а
молитва о упокоении. Свечка не умеет и не будет молиться вместо нас за усопшего... Что касается остального - из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Помимо этого, христиане украшают могильный холм знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, который может быть начертан на надгробной плите или же, лучше, поставленным над надгробием. Могила это по сути - место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы он был обращен к лицу покойного. Причем простой скромный крест из металла или дерева более приличен могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. Оградки ставят только лишь для того, чтобы исключить хождение посторонних людей по могиле - никакого обрядового смысла они не несут. Хоронят усопшего обычно на 3-й день, если, конечно, нет никаких препятствий к этому.
Поминать водкой - это наше извращенное понимание смысла поминовения...
О том, почему и когда требуется наше поминовение, молитвенная помощь усопшему после его смерти, я писал здесь:
http://www.forum.rostovmama.ru/index.php/topic,5033.msg331434.html#msg331434Вообще поминовение на кладбище происходит следующим образом:
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию - прочесть особые молитвы о упокоении усопшего (существует "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище"). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Поминальная трапеза (дома, не на кладбище) имеет смысл не в том, чтобы напиться самому и напоить друзей, а в том, чтобы накормить тех, которые действительно в этом нуждаются, от имени усопшего. Даже если в поминальной трапезе участвуют только родные и близкие - поминальная трапеза не должна превращаться в элементарную пьянку, как это часто бывает, когда к концу уже мало кто помнит, зачем собрались. Количество спиртного должно быть очень умеренным.
Ходить на кладбище на Пасху - это странный обычай, который появился в советские времена. Странный он потому, что своим походом на кладбище мы просто переворачиваем всё с ног на голову. Всем известно, что перед Пасхой существует особый период, который называется Великий пост. Начиная от субботы Мясопустной (перед самим постом) и каждую субботу Великого поста совершается особое усиленное поминовение усопших. Т.е. в течение всего поста есть возможность поминать своих близких, посещать кладбище. Но наступает Пасха. Это очень светлый праздник, когда всё вокруг ликует, когда сам праздник длится целую неделю, когда все радуются и поздравляют друг друга. Посещение кладбища в это время выглядит более чем странно, ведь уже по окончанию этой праздничной недели, уже во вторник (Радоница) - мы снова поминаем своих усопших близких, но уже с пасхальной радостью в сердце.
Мы же, не имея понятия о посте, который готовит нас к встрече Пасхи, не зная о времени поминовения усопших, не принимая молитвенного участия в праздновании Пасхи, сталкиваемся с тем, что когда наступает этот праздничный день - не знаем что делать. Вроде праздник, а вроде и нет... В чем этот праздник состоит - нам тоже неизвестно. Мы просто идем на кладбище, потому что так принято. Чтобы просто сесть и выпить на могиле... такой уж обычай... Но этот обычай с православием не имеет ничего общего, независимо от региона. И если мы считаем себя православными христианами, то нужно все-таки пытаться во всем разобраться, во всем искать смысл.