Позволю себе привести часть статьи Гезалова
«Сироте жалость нужна в последнюю очередь»
Опубликовано 13 Март 2012 от admin
«Не разрешайте себя слишком много гладить по голове, а то волосы выпадут, и держитесь подальше от волонтёров с жалостливыми глазами», — так говорит выпускникам детского дома Александр Гезалов. В прошлом воспитанник детского дома, сейчас он один из самых известных экспертов по социальному сиротству. В интервью «МН» Гезалов рассказал, почему он против визитов добровольцев в сиротские учреждения, в чем преимущества сирот перед домашними детьми и что будет, если в интернатах одновременно на день выключить все телевизоры. Плазменные, конечно.
— Сироты отличаются от детей, воспитанных дома? Есть ли у них преимущества, как они могут их использовать?
— Сироты очень наблюдательны. Быстро составляют психологический портрет человека. Умеют подобрать к нему «ключ». Вот я, например, смотрю на вас и понимаю, что с вас можно взять в свою пользу. Это могло бы быть их преимуществом. Но, к сожалению, другие качества, которые они приобретают в детском доме, нивелируют эту повышенную чуткость к другому человеку. Конфликтность, обидчивость и категоричность, которые свойственны людям, выросшим в интернате, не те свойства, которые помогают выживать и добиваться успеха.
— Вы сами доказательство обратного. 16 лет жили в детском доме, сейчас у вас интересная работа, дом, семья, трое детей.
— Меня там много били, и я начал правильно задавать себе вопросы: «почему, например, мне предлагают влезть в форточку незнакомого дома?» или «любит ли меня государство, есть хоть кто-то, кто сможет обо мне позаботиться? Может, это я сам?». Еще очень много читал. Любил литературу. Самое большое влияние на меня оказали люди, которые не имели никакого отношения к детскому дому. Помню, как в детском доме снимал комнату художник. Он со мной не общался, но я видел, что это человек из совсем другого мира. Были другие люди, которые общались со мной вне субкультуры детского дома. Это очень важно иметь возможность видеть и слышать людей вне этой системы. Для этого общество должно быть заинтересовано в адаптации сирот. Не отдельные НКО, а все мы.
— Сейчас такая возможность у детей из детских домов есть. Постоянно к ним приезжают добровольцы, общаются, организовывают праздники.
— Взаимодействие общества с детьми из детского дома носит хаотичный характер. Прибежали волонтеры в футболках, раздали балалайки, убежали. Прибежали другие, целовали, плакали, опять убежали. Ненормально и вредно для детей. Вот, представьте, у меня трое детей. Жена, я и мои дети идем гулять. Тут начинается невообразимое: вдруг на место меня приходит другой мужчина и катит коляску, потом и тот исчезает и коляской управляет новый, мама то одна, то другая женщина, то третья. Абсурд.
Еще появилось это корпоративное волонтерство, когда сотрудники коммерческой организации приезжают в детские дома, чтобы решать свои профессиональные задачи. Мол, у нас плохо с командообразованием, потопали в детский дом. Потом они пишут на форумах восторженные комментарии: «Ах, какие эти дети радостные и меняющиеся, какая я радостная и меняющаяся». Ребенку не нужны такие прибегающие. Ему необходим значимый взрослый, с которым можно установить длительные, ответственные и доверительные отношения. Многие волонтеры не задумываются о том, как правильно выстраивать отношения с сиротой . Они получают удовольствие от того, что сами такие хорошие, потратили время, пожалели бедняжку. «Поехали в детдом за новыми эмоциями!» — так они часто пишут на своих форумах. Или, например, видел недавно призыв в интернете от таких вот добровольцев: «Соберем ненужные вещи для сирот». Ненужные вещи для ненужных бедных детей — так?
Сироте жалость нужна в последнюю очередь. Я не против корпоративного волонтерства, но надо его грамотно организовывать. Пусть офисные сотрудники забор красят в детдоме, или сайты разрабатывают. К детям нужно пускать только людей, которые обязуются регулярно приходить в это место в течение 10-20 лет. Только в таком случае ребенку из детского дома будет польза от подобного общения. Только в таком случае взрослый сможет стать для него носителем важной информации. Потому что только тот человек, с которым ребенок общается постоянно, вызывает у него доверие.
— Сейчас очень много говорят об адаптации детей-сирот. Стали проводить специальные тренинги для выпускников. Что вы об этом думаете?
— Пока нет общественной и государственной системы — все эти меры малоэффективны. Главная задача — просвещение тех специалистов, которые работают с детьми в детском доме и взаимодействуют с ними после выпуска. Очень важно повышать их личностный и профессиональный уровень. Что может ребенку дать воспитательница детского дома без высшего образования, которая не умеет пользоваться интернетом, неграмотна в юридических и психологических вопросах? Необходимо делать из персонала интернатов профессиональных, образованных менеджеров. Это очень сложно. Во-первых, надо менять отношение сотрудников детского дома к своей работе. Во-вторых, на это нужны деньги. Очень сложно убедить благотворителей выделить средства на образование персонала, а не на покупку игрушек и телевизоров, чтобы они даже в туалете смотрели «Битву экстрасенсов».