РостовМама

ДЕТИ => Особые детки => Тема начата: Solnyshki от 19 Март 2009, 12:01:27

Название: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Solnyshki от 19 Март 2009, 12:01:27
Алалия

Алалия – тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда развитие мозговых систем, наиболее важных для становления речи, еще не закончено.

При алалии речь или совсем не развивается или же развивается с грубыми отклонениями несмотря на то, что ребенок

- находится в речевой среде,

- имеет нормальный физический слух,

- обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении, параличей или парезов,

- имеет потребность в общении с окружающими, активно использует коммуникативные жестово-мимические средства,

- не является умственно отсталым, доречевой период проходит без существенных отклонений в развитии.

Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речевой функции. У ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. Страдает не какая-то одна, а практически все стороны речи – и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Оказываются несформированными операции порождения и оформления высказывания. В целом можно сказать, что не формируются психофизиологические механизмы, обеспечиваюшие усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.

Название: Re: Алалия (моторная и сенсораная)
Отправлено: Solnyshki от 19 Март 2009, 12:02:34
Моторная алалия

Алалия моторная - нарушение устной речи при сохранении ее понимания

Алалия, при которой у ребенка не развивается в основном устная речь, а понимание ее относительно не нарушено, носит название моторная алалия. После того как ребенок в некоторой степени овладел способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, необходимо перешифровать эти звучания в артикуляуионные движения. Только тогда ребенок может заговорить сам. При моторной алалии речь с аккустического языка не «переводится» на двигательный (артикуляционный). Органы артикуляции (язык, губы, голосовые связки) могут двигаться, объем их движений не органичен, но они не получают команд о том, как двигаться, что именно делать. В результате звуки произносятся искаженно, часто всякий раз по-разному. Это безусловно отражается и на способности произносить слова. Кроме того, ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, ему трудно переключится от одного слова к другому. В тяжелых случаях речь ребенка долгое время остается на уровне отдельных звуков, слов.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсораная)
Отправлено: Solnyshki от 19 Март 2009, 12:05:33
Сенсорная алалия

Алалия сенсорная -в первую очередь нарушено понимание речи, и, как следствие, не развивается способность говорить

При нормальном развитии дети, слушая чужую речь, обучаются говорить. Понимать язык ребенок начинает несколько раньше, чем произносить первые слова. Именно способность понимать то, что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребенка. Некоторые дети, несмотря на сохранность физического слуха, плохо воспринимают и понимают речь взрослых. Они не извлекают из речи взрослых того образца, который дает представление о том, что и как говорить. Что не доходит до слуха, не может попасть в речь. Дети с неполноценным слуховым восприятием слышат звуки человеческого голоса, но не понимают, о чем именно говорят. Также и мы не можем понять тех, кто говорит на незнакомом нам языке.

Проявления недостатков понимания речи многообразны. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, воспринимая ее как шум, не реагируя даже на собственное имя. Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается полностью недоступной. В других случаях ребенок понимает некоторые обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Встречаются дети, которые относительно легко выполняют простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации. Вообще, конкретная ситуация для детей с сенсорной алалией имеет большое значение. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. Иначе говоря, речевой слуховой гнозис у детей с сенсорной алалией не формируется или формируется медленно, дефектно.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсораная)
Отправлено: Solnyshki от 19 Март 2009, 12:18:11
Логопедическая работа при алалии

Алалия – тяжелое нарушение речи, когда ребенок не может овладеть языком - его звуками, словами, грамматикой. Поэтому логопедическая работа с ребенком-алаликом не сводится к тому, чтобы обучить его правильно произносить звуки речи. В нее входит и формирование словаря, и развитие грамматических навыков, и обучение построению текста, отвечающего всем нормам языка и оформленного интонационно, адекватно его содержанию и ситуации речевой деятельности.

Решающее значение в лечении и обучении детей с алалией имеет пластичность детского мозга – способность здоровых клеток мозга замещать те, которые по тем или иным причинам не включились в работу. Нервные клетки коры мозга, которые отвечают за высшие психические функции, не имеют врожденной специализации. Существует только врожденная предуготованность нервных клеток к какому-то виду деятельности. Но при необходимости можно заставить «здоровые» структуры, предназначенные для одного, выполнять еще и другое. Это возможно при условии, что сохранны проводящие нервные пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их состояние является более важным, чем состояние самих речевых зон. Пластичность детского мозга принципиально отличает его от взрослого, неповрежденные участки которого с трудом включаются в компенсаторный процесс.

Именно пластичность нервных тканей в детском возрасте позволяет оказывать помощь детям с алалией. Коррекция речи у детей-алаликов состоит в том, чтобы вместо естественных базисных опор, которыми обычно пользуются дети в процессе речевого развития, найти запасные опоры, не разрушенные патологией, и сделать их на время ведущими. Пострадавшее звено речи нужно восполнить другим, необычным образом. Какое именно сохранное звено окажется ведущим, решают специалисты, работающие с ребенком. Решение это обычно достаточно жестко ограничено возрастными рамками. Понятно, что начинать работу с детьми-алаликами необходимо как можно раньше, т.е. как только отмечено отставание ребенка в речевом развитии.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсораная)
Отправлено: Solnyshki от 19 Март 2009, 12:39:58
Организация обучения

Спонтанная ликвидация моторной алалии хотя и встречается в ряде случаев, однако, нередко наступает так поздно, что обучение ребенка в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет след на развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать об осложнениях алалии (дисграфии, заикании), которые в ряде случаев могли бы быть предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации специального обучения для моторных алаликов.

Кто владеет информацией о специалистах занимающихся с детьми алаликами, центров или школ прошу поделиться информацией в теме:
Организации специального обучения для моторных алаликов (http://www.forum.rostovmama.ru/index.php/topic,28187.0.html)
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: leonella от 08 Май 2009, 09:25:12
http://www.alalia.ru/about
"Сайт создан для того, чтобы собрать на нем максимальное количество материалов, посвященных такому речевому расстройству как сенсорная алалия. Кроме статей, найденных на просторах Интернета, здесь будут публиковаться и мои личные наблюдения и описания. В отдельной рубрике будут описываться те занятия, которые я провожу с сыном Федором: занятия эти индивидуальные и придуманы мной специально для него."
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Алина мама Никиты от 30 Декабрь 2009, 10:35:20
У моего Никиты проблемы с неврологией были с рождения,  проблемы с дыханием, изза этого были 7 дней на ИВЛ, ставили гидроцефалию и был повышен мышечный тонус.
А теперь у нас новая проблема  :ac:
 около двух лет, когда с тонусом и гидроцефалией стало получше я начала обращать внимание, что сын не понимает обращенную речь. Смотрит на меня во все глаза улыбается, но просьбы выполняет только если я их жестами дополняю. Да и то с 3-4 раза выполняет и только простые ну вроде обними или поцелуй маму, дай игрушку. Он скорее всего не слова понимает, а жесты: щеку я ему подставила или руки к его игрушке протянула.
Хотя на звуки реагирует, даже на шорохи. Слова вообще никакие не говорит.
Видимо у нас то же сенсомоторная алалия. Я правильно понимаю?
Кто все таки ставит такой диагноз невролог или логопед или психиатр?
Потому, что неврологи мне пока говорили только про ЗРР  :bh:



Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: leonella от 30 Декабрь 2009, 16:23:13
Алина у нас сейчас тоже самое. Не понимает речь, только жестами. Слышит, интонацию понимает, понимает простые слова.
Но у нас ставили слуховую нейропатию. Т.е. сигнал не доходил до соответствующих отделов мозга или неправильно там обрабатывается. Возможно идет задержка восприятия звука, в результате чего звуки накладываются друг на друга.
Вот общаемся жестами.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Хрюшка от 30 Декабрь 2009, 16:41:18
У моего Никиты проблемы с неврологией были с рождения,  проблемы с дыханием, изза этого были 7 дней на ИВЛ, ставили гидроцефалию и был повышен мышечный тонус.
А теперь у нас новая проблема  :ac:
 около двух лет, когда с тонусом и гидроцефалией стало получше я начала обращать внимание, что сын не понимает обращенную речь. Смотрит на меня во все глаза улыбается, но просьбы выполняет только если я их жестами дополняю. Да и то с 3-4 раза выполняет и только простые ну вроде обними или поцелуй маму, дай игрушку. Он скорее всего не слова понимает, а жесты: щеку я ему подставила или руки к его игрушке протянула.
Хотя на звуки реагирует, даже на шорохи. Слова вообще никакие не говорит.
Видимо у нас то же сенсомоторная алалия. Я правильно понимаю?
Кто все таки ставит такой диагноз невролог или логопед или психиатр?
Потому, что неврологи мне пока говорили только про ЗРР  :bh:





Алина, попробуйте, когда вы просите о чем-либо сына,а он не реагирует, подходить и делать то, о чем попросили его руками. Например, "выброси бумажку в мусор": подходите к сыну его руками берете бумажку, даже если он ее не держит и несете вместе в мусор - постоянно комментируя, что "Никита выбрасывает мусор".

У нас была похожая проблема - нам этот способ помог очень. Но и к врачу идите - лечитесь, мы пропивали ноотроп - речь стала развиваться лучше.

Желаю удачи!
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Мама Катерина от 04 Январь 2010, 12:19:32
Я правильно понимаю, что когда ребенку повторяют фразу обозначающую действие он должен запонить, что это действие означает - эти слова? Как бы согласование действия и речи. По моему это правильно, но надо конечно вместе с лечением это делать причем постоянно.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Eliza от 04 Январь 2010, 12:52:11
Еще можно обучать глобальному чтению. Описано хорошо у Домена.
Просто, при алалии, ребенок может не воспринимать речь, но понимать письменные инструкции.
В нашей школе есть мальчик с тяжелейшей сенсомоторной алалией + ещё сопутствующие заболевания. Ксожалению, правильно работать с ним стали только в школе - за 4 года прогресс есть(хотя говорить он не будет), НО! он пытается общаться с помощью дактиля (алфавит глухих)и жестов. Это не панацея, для него определенный выход.
У кого подобная проблема на начальном этапе надо пробовать учить глобальному чтению, симолам.
Говорить четко (но не пеерегружать информацией), подкрепляя действием, возможно картинкой или символом.
И не падать духом, т.к. результат появляется далеко не сразу. Возможно, даже не 1 год.
Но как только получится 1 шаг - ребенок начнет развиваться все быстрее!
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Мама Катерина от 04 Январь 2010, 12:55:59
Вы можете название книги Домена мне написать или она у него одна?
заранее спасибо :ax:
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Eliza от 04 Январь 2010, 13:09:11
Я, честно говоря, все никак до неё не дойду почитать. Читала статьи по обучению чтению -очень схоже с методикой обучения глухих детей (глобальному чтению). Это хорошая методика. Только систематическая работа+ терпение.
НО! Это может и не пойти. С одной девочкой просто картики учили, звукоподражания. А чтение у неё не пошло....
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Solnyshki от 05 Январь 2010, 07:03:21
Я правильно понимаю, что когда ребенку повторяют фразу обозначающую действие он должен запонить, что это действие означает - эти слова? Как бы согласование действия и речи. По моему это правильно, но надо конечно вместе с лечением это делать причем постоянно.

Мы так согласовывали ответы на загадки, сначала я загадывала загадку, затем по картинке  искали ответ и учились произносить как называется то что нарисовано на картинке. Я как раз сегодня эти загадки выложила в другой темке: http://www.forum.rostovmama.ru/index.php/topic,32484.msg2044429.html#msg2044429
В результате наших занятий по таким загадкам с картинками Максим уже может и без картинки назвать правильную отгадку (правда хочу оговориться у Максима алалия моторная, а не сенсорная)
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Алина мама Никиты от 05 Январь 2010, 12:42:08
такие хорошие загадки!
жаль, что мой речь не понимает, для него это это как "свод законов по Юриспруденции"  :al:
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Eliza от 05 Январь 2010, 12:44:52
Да, загадки рано. А вот картинки и повторение-повторение - повторение - ваше все.
Кстати, диагноз ставит невропатолог, может психиатр, психоневролог. логопед такой дигноз ставить не может!
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Solnyshki от 27 Февраль 2010, 11:43:59
Статья взята с сайта: http://kinderlove.ru/


Моторная алалия (МА) – это системное нарушение формирования экспрессивной (внешней) речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности семантических (смысловых) и сенсомоторных операций, то есть, понимание сохранно, но собственная речь не развивается. Объясняют речевую несформированность моторной недостаточностью, нарушение центрального отдела речедвигательного анализатора.

Речь детей с моторной алалией формируется в каждом конкретном случае с выраженными индивидуальными особенностями. Различны и компенсаторные пути выхода из патологического состояния. Таким образом, характер воздействия при МА зависит от тяжести нарушения, соматического(общего)состояния ребенка, его возраста, интеллекта и др.

Речевая симптоматика МА:

    * Для детей типичны не только задержка в сроках развития механизмов экспрессивной речи, но и, главным образом,  патологическое развитие.
    * Выражены нарушения всех сторон речи (фонематической, лексической, синтаксической, морфологической), всех видов речевой деятельности и всех форм устной, часто и письменной речи.
    * Отсутствует спонтанная компенсация речевого дефекта.
    * Характерна низкая речевая активность.
    * Слабо развито чувство языка (которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения) на его основании формируются первые языковые обобщения.
    * На  всех этапах развития ребенка происходит дезавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, не формируется  произвольная речевая деятельность
    * Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в названии слов, им трудно актуализировать даже хорошо знакомые слова, они не могут повторить слово за кем-либо
    * Нарушен процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим, морфологическим, кинестетическим (моторным) признакам
    * Выражены трудности в формировании звуковых образных слов, характерны звуковые или слоговые замены
    * Не сформирована слоговая структура слов (опускают, переставляют, замены, переставляют слоги)
    * Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь
    * Отмечаются выраженные стойкие нарушения в развитии связной речи (нарушаются операции программирования отбора и синтеза речевого материала. Несформирована внутренняя речь)
    * В речи частые паузы, остановки
    * Вторично нарушена коммуникативная функция речи; возможен речевой и поведенческий негативизм.
    * При наличии сохранного интеллекта дети с моторной алалией используют мимику и жесты как компенсаторные средства

Нарушение механизма экспрессивной речи характеризуется дезориентацией всех подсистем языка и системы языка в целом. У детей с МА наблюдается большой разрыв (диссоциация) между состоянием экспрессивной (очень плохой) и импрессивной (очень хорошей) речи.
Лексика

У детей с МА так же наблюдается проблема с актуализацией даже хорошо знакомых слов. Значения слов остаются нечеткими, аморфными. Характерны замены слов по внешнему признакам.

    * По звуковому сходству – «Цвет-свет»
    * По семантическому сходству – «кружка-стакан»
    * Замены рядовых понятий – «селедка-рыба»
    * Замена названий части и целого – «воротник-платье»

Особенно страдает использование глаголов, прилагательных, наречий, служебных слов. В процессе употребления слов возможны расширение и сужение значения слов.
Грамматическое строение речи

Нарушение формирования синтаксиса (овладение типами предложений) выражены грубо, сохраняется длительно. Дети с МА долго пользуются короткими простыми предложениями из 1-2 слов (псевдослов). Наиболее распространены предложения у детей с МА:

    * Однословные (существительные в именительном падеже)
    * двухсловные конструкции (указательные местоимения + существительные в им. Падеже.) «Это дом вот кот»
    * Двухсловные из 2 существительных «Маша воду»
    * Предложения в виде слова с жестами

При овладевании распространенными конструкциями предложений дети часто пропускают слова, не соблюдают принятую последовательность. Словоизменением дети овладевают долго, ошибки грубые, длительные.

Существительные надолго застревают у детей в исходной форме. Через некоторое время начинает усваиваться Творительный падеж. При усвоении Дательного падежа и Родительного падежа особую сложность вызывают предложенные конструкции, заменяют предложения, опускают их. Особенно сложно овладеть склонением существительных в множественном падеже.

Глаголы – характерна замена глагольной формы инфинитивом сложных для усвоения форм множественного числа прошедшего времени. Дети долго не овладевают формой будущего времени. Многие ошибки искажаются при употреблении глаголов множественного числа и родовых форм глаголов прошлого времени.

Прилагательные – плохо дифференцируются формы, особенно безударные. В связи с этим возможны повторения в словах («синяня машина»). Стойко искажают родовые формы прилагательных, овладевают их изменениями по числам, падежам, возмодна замена прилагательных неопределенной формой глагола. Способами словообразования алалики долго не овладевают и не используют.
Особенности формирования связной речи

Связной речью овладевают поздно, т.к. задержано формирование ее предпосылок (словврь, синтаксис, диалогическая речь, вербально логическое мышление)

Детям с моторной алалией сложно передать последовательность событий, явлений, выделить временные, причинно-следственные отношения. У них может быть нарушена последовательность изложения – страдает смысловое программирование. Может быть нарушено в большой степени языковое оформление высказываний. При высказываниях алалики могут затрудняться в выделении главного, существенно страдает переход от мысли к речи.

Даже если дети с МА овладевают последовательностью изложения, выделяют существенное, передают разные типы отношений, их речь остается конкретной, неполной, нераспространенной.
Нарушение звукопроизношения и звуковой структуры слова

Нарушения звукопроизношения возможны по типу фонетического дефекта (искажения звуков) и фонематической (замены, смешения) или их сочетания.

Объем и характер нарушений индивидуален в каждом конкретном случае.

В синдром алалии может входить нарушение звукопроизношения по типу стертой дизатрии. Возможны диспраксические нарушения, которые чаще выражены в смешанных акустических-артикуляторно сходных звуках, а так же в заменах, пропусках, повторных слогов т.е. в нарушениях слоговой структуры слов.

В случае, если у ребенка можно дифференцировать какую либо из форм моторной алалии характер дефекта фонетико-фонематическкой стороны речи будет различен – при МА может наблюдаться артикуляторно-кинестетическая диспраксия (поиск нужной артикуляции, замена звуков сходными по артикуляции)

Замены звуков у моторных алаликов часто не стабильны, вариативны. Они могут заменять звуки из разных фонетических групп, страдает избирательность языкового выбора на этапе программирования звуковой структуры слова. Замены чаще встречаются в словах (вербальная диспраксия), чем при изолированном произношении звуков (артикуляторная диспраксия).

Вербальная диспраксия – черта моторной алалии. Артикуляторная – возможный симптом, сопутствующий алалии.

При МА может наблюдаться кинетическая артикуляторная диспракстия, при которой грубо искажается слоговая структура слов. При этом дефекты произношения отдельных звуков могут быть не столь заметны. При коррекции МА работа над слоговой структурой слов может быть более важной задачей нежели коррекция отдельных дефектов произношения. Если в работе над звуко-слоговой структурой слова дефекты звукопроизношения не компенсируются, то над ними работают традиционно с помощью общепринятых способов постановки звуков:

    * По подражанию (с опорой на зрительное, слуховое восприятие, кинестетические ощущения)
    * От других правильно произносимых звуков
    * Механическим способом
    * От сформированной с помощью специальной артикуляторной гимнастики правильной беззвучной артикуляции
    * Смешанным способом.

Кроме того, при моторной алалии возможен сложный дефект – сочетание артикуляторной диспраксии со стертой дизартрией.
Нарушение слоговой структуры слов у детей с моторной алалией

    * Упражнение в виде сведения слова к одному слога, преимущественно ударному (курица – ку)
    * Упрощение с сохранением слогов, стоящих рядом с ударными (велосипед – сипед)
    * Повтор слогов (тирг-титигр)
    * Перестановки слогов
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: ДАННАЙЯ от 10 Июль 2011, 20:54:08
 Девочки, подскажите, есть ли  в Ростове какие нибудь школы или центры для деток с таким диагнозом? И куда отдавать ребенка с алалией в 7 лет? Может кто нибудь знает?
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: Eliza от 11 Июль 2011, 09:46:26
Вас должна ПМПК направить в образовательное учреждение.
Есть Ресурсный Центр в 48 школе. Там вас могут проконсультировать.
В зависимости от тяжести, и в массовой школе могут взять Но, тут должна быть и доп. работа со специалистами и Ваша работа, постоянная. ежедневная.
В Зарнограде есть речевая школа.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: ДАННАЙЯ от 13 Июль 2011, 15:46:35
Спасибо большое за информацию.
Название: Re: Алалия (моторная и сенсорная)
Отправлено: ElenaNoir от 16 Сентябрь 2020, 16:21:39
Очень много информации на сайте https://logopedistskype.com/logopedi-defektologi/logoped/rechevye_narusheniya/motornaya_alaliya/
Более 30 статей - и это только по моторной алалии