Источник информации: "Массаж и гимнастика детей 1 года жизни. Методические рекомендации. Ростовский Государственный медицинский университет."
10 дней:
-удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)
-взрагивает и мигает при резком звуке
18-20 дней:
-удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);
-успокаивается при сильном звуке;
1 месяц:
-сосредоточение взгялда на неподвижном предмете. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета;
-прислушивается к звуку, голосу взрослого;
-первая улыбка, ответ на разговор взрослого;
-лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову;
2 месяца:
-длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 мин.);
-ищущие повороты головы при длительном звуке;
-быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;
-лежа на животе, поднимает и непродолжительно держит голову;
-произносит отдельные звуки;
3 месяца:
-зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке;
-"комлекс оживления" в ответ на общение с ним;
случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого);
4 месяца:
-узнает мать(радуется);
-находит глазами невидимый источник звука;
-громко смеется в ответ на общение;
рассматривает и захватывает висящую игрушку. То же, что и в 3 месяца, но более выражено;
-гулит;
-придерживает руками грудь матери, бутылочку во время кормления;
5 месяцев:
-отличает близких людей от чужих;
-узнает голос матери. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи;
-четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку;
-долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук. Поворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
-подолгу певуче гулит;
6 месяцев:
-свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается с ней;
-переворачивается с живота на спину. Начинает ползать;
-произносит отдельные слоги (начало лепета);
-ест с ложки, снимая пищу губами;
7 месяцев:
-игрушкой стучит, размахивает, бросает;
-хорошо ползает;
-на вопрос "где" находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте;
-подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги;
-пьет из чашки;
8 месяцев:
-игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, катает);
-сам садится, сидит и ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.
-на вопрос "где?" находит несколько предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет ранее изученные действия (без покза), например, "ладушки", "дай ручку".
-громко, четко и повторно произносит различные слоги;
-сам держит и ест корочку хлеба. Пьет из чашки, которую держит взрослый;
9 месяцев:
-плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним);
-действует с предметами по-разному в зависимости от их свойства;
-переходит от предмета к предмету слешка придерживаясь за них руками;
-на вопрос "где" находит несколько знакомых предметов, независимо от их места. Знает свое имя;
-подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете;
-хорошо пьет из чашки, слешка придерживая ее руками. Спокойно относится к процессу высаживания на горшок;
10 месяцев:
-самостоятельно, по просьбе взрослого, выполняет разученные действия: открывает, закрывает, вынимает, выкладывает и пр.
-влезает на невысокую поверхность и сходит с нее.