Дорогие опытные мамы, хочу попросить у вас совета для своего сына. который учится во втором классе. Мальчик у меня хороший, серьёзный, спортсмен, учится на 4 и 5. В шкое есть друзья и хороший учитель. Казалось бы - всё хорошо. Но каждый день перед школой он буквально плачет и говорит, что не хочет в школу, что ему там скучно и он не понимает, зачем ходить туда.
Тут я вижу полное отсутствие мотивации и начинаю себя накручивать. Может, у него скрытая депрессия или стресс? Или он просто разбалован и хочет от жизни только веселья и развлечений...
Как вы объясняете своим детям, что школа-это хорошо?
Добрый день, позволю себе дать некоторый комментарий по Вашей ситуации.
У меня у самого третьеклассник и мне регулярно приходится осуществлять постоянные маневры в поисках ответов на вопросы типа "папа, а зачем мне делать эти тупые уроки?". Хочу обратить внимание на несколько моментов.
1. Школа действительно скучна и это 10 лет стресса для большинства детей. Это просто грустный факт. И то, что переживает ваш сын, также переживают тысячи школьников в нашей стране независимо от пола, возраста, уровня мотивации и др. Система образования дико устарела и очень отстает по всем параметрам от того, что происходит вокруг.
2. В ситуации есть две важных истории. Одна - та, о которой вы говорите - сыне и нелюбви к школе ("но каждый день перед школой он буквально плачет и говорит, что не хочет в школу, что ему там скучно и он не понимает, зачем ходить туда"). Другая - вы и ваши переживания, что "вы что-то делаете не так" ("начинаю себя накручивать").
3. И финальные рассуждения: "Тут я вижу полное отсутствие мотивации и начинаю себя накручивать. Может, у него скрытая депрессия или стресс? Или он просто разбалован и хочет от жизни только веселья и развлечений...". Отсутствие мотивации, депрессия, стресс, избалованность, жажда развлечений и веселья...
С чего можно начать? 1. Успокоиться и попытаться проанализировать ситуацию без эмоций. Ваши переживания о себе и ребенке только усиливают тревогу и дополняют к уже имеющимся переживаниям лишний эмоциональный груз, что точно не помогает поиску выхода из сложившейся ситуации.
2. Прежде чем ставить "диагноз" - отсутствие мотивации, депрессия, избалованность - нужно перейти на ровный формат общения с ребенком, а также проанализировать реальные стрессовые факторы в обучении (варианты: учительница непонятно обьясняет, вы мало хвалите ребенка за его успехи, он устает от большого количества заданий - нужно все очень детально проанализировать, чтобы увидеть реальную картину происходящего).
3. Важно понять, что эта ситуация не может быть озаглавлена "Что-то с моим ребенком не так", она в любом случае включает Вас и Ваши переживания. Важно успокоившись посмотреть на своего ребенка добрыми глазами и увидеть в нем кроху, на которого свалились какие-то сложности (еще пару лет назад он просто жил игрой и беззаботностью, а теперь ему нужно постоянно делать уроки и получать порцию негатива от учительницы и других значимых взрослых за невыполнение установленных правил). Перестать корить его и себя за происходящее. Перейти на сторону ребенка и начать его по-настоящему поддерживать: "Я - твоя мама, я с тобой, мы вместе справимся". Именно теплая любящая среда является условием чувства безопасности, ребенку важно чувствовать, что его любят и принимают при любых условиях (это главная педагогическая аксиома). Именно эти ощущения являются основой всего остального - интереса, мотивации и др.
4. Попытайтесь переформатировать "проблему" в "задачу". Измените восприятие ситуации с "ужас, у нас проблема отсутствия мотивации" на "да, у нас есть трудности с мотивацией и нам нужно решить эту задачу". Это не игра слов, это выход из состояния ступора в активное деятельное состояние. И дальше уже набор конкретных действий: - поговорить с учителем, выслушать его версию событий (как ребенок учится, как выполняет уроки и др.),
- пообщаться в ровной форме (без укорения, а с принятием и любовью) с самим малышем и "расслышать" что его волнует и тревожет (может он сомневается что справится с теми или иными заданиями и потому заранее сдается, не веря в себя и поддержку, а может быть еще какие-то причины).
И вот только после эмоциональной и рациональной перенастройки и методичного спокойного (не за один раз, а в течение достаточного времени) решения возникшей задачи вы наверняка сможете, как минимум, посмотреть на ситуацию иначе и найти решения, которые подскажет мудрое любящее материнское сердце.
Искренне желаю успехов в непростом деле воспитяния ребенка.
С уважением, Алексей Соловьев