было бы трудно соревноваться с транснациональными марками.
В самой компании Bork говорят, что марка родилась еще в 1992 году, однако, по утверждению участников рынка, эта марка появилась на полках российских магазинов не раньше 2004 года. К этому моменту на отечественном рынке уже были по крайней мере четыре российских маркетинговых брэнда с федеральным охватом: Scarlett, Vitek, Polar и Binatone. Все они позиционируются в низком ценовом сегменте, и с демпингом Максим Бирюлин - создатель брэнда - опоздал. Тогда он решил делать технику c использованием более дорогих комплектующих из металла и продавать ее по цене премиум-продуктов.
Вероятно, в оправдание высокой цены Bork позиционируется как техника из Германии: согласно результатам исследования агентства MASMI, 67% жителей России уверены, что Bork - немецкий брэнд. Этот результат компании больше двух лет удается поддерживать благодаря крайней степени закрытости. Однако в последнее время Bork проявил настолько мощную рекламную активность и привлек столько внимания, что теперь уже его настоящее происхождение будет сложно скрыть от рядовых потребителей.
ДОСЬЕ
Компания Bork занимается продвижением одноименного брэнда бытовой техники и электроники, которую изготовляют по ее заказу OEM-производства в Китае, Польше, Венгрии, и Корее. На малую бытовую технику приходится 60% продаж, 25% - на технику для климата (вентиляторы и обогреватели), остальное - на микроволновые печи и пылесосы. Компания производит и аудиовидеотехнику, но в незначительных объемах. Оборот марки Bork, по независимым оценкам, составляет $65 млн. Узнаваемость брэнда в Москве, где продается большая часть техники этой марки, по данным MASMI, составляет 37%. По данным Gallup Media, техника Bork есть у 7,9% московских семей. Центральный офис, где разрабатывается концепция продуктов, расположен в Москве. Марку Bork считают немецкой 67% опрошенных MASMI потребителей.
Немецкие корн
Офис Bork мы нашли на территории ВВЦ, в бывшем павильоне Центросоюза. На здании не заметно ни вывески, ни даже номера самого павильона. Корпоративная культура в компании Bork тоже специфична: даже топ-менеджеры не владеют полной информацией о положении дел в компании. «Каждый знает ровно столько, сколько знает»,- говорит директор по рекламе Bork Марк Бергер