Игры со звуком и ритмом для детей
С малышом, у которого диагностируют аутизм, можно играть в игры со звуками и ритмами. Например, прислушайтесь вместе с ребенком к стуку ложечки об стенку чашки, к скрипу двери, к звону бокалов и к прочим звукам. Кроха с удовольствием послушает их вместе с вами. Также можно создавать звуки самостоятельно. Возьмите деревянные ложки и постучите ними, проведите одной ложкой по батареи, постучите пальцем по стеклу. Малыш будет с интересом наблюдать за вашими действиями и слушать, какой звук получается в результате.
Для ребенка станет забавной игра с коробочками. Для этого нужно взять одинаковые коробочки и насыпать в них разные крупы, причем коробочек с одинаковой крупой должно быть сначала по две. Потрясите одной из коробочек и обратите внимание крохи на звук, который при этом вы вместе услышали. Предложите малышу потрусить другие коробочки, чтобы найти такой же звук. Таким образом, найдите вместе пару для каждой коробочки. Вместо круп можно использовать бусинки, камушки и другие мелкие материалы. Количество пар коробочек постепенно можно увеличивать. Главное, чтобы малыш справлялся с этим заданием.
Родители должны покупать своему ребенку звучащие игрушки. Это могут быть погремушки, пищалки и т.д. Ему интересно будет ними играть и слушать, как они звучат. Также желательно купить ребенку детские музыкальные инструменты, например, бубен, барабан, гармошку, пианино. Когда малыш научиться их различать, можно сыграть в новую игру. Например, сказать, что у зайки день рождение и нужно сыграть на пианино.
Не забывайте про звуки природы, которые успокаивающе действуют на всех людей. Прислушайтесь вместе к шелесту листвы, журчанию ручейка и к прочим подобным звукам.
Игры с ритмами открывают новые возможности в развитии малыша. Вызвав у ребенка интерес к мелодии и ритму можно добиться хороших результатов в развитии речи, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами можно использовать хлопки в ладоши, топанье ногами, танцы, стишки, пение песенок, прыжки в определенном ритме.
При использовании в игре стихов и песенок, их нужно сопровождать движениями, показывать сюжетные картинки или создавать сюжет с помощью игрушек. Главное, чтобы созданный взрослым сюжет не был сложен для восприятия малышу. Постепенно добавляйте новые песенки или стихи в игру и наблюдайте, какие из них нравятся ребенку.
Если какой-то стих или песенка вызывают негативную реакцию, тогда больше это в присутствии крохи проигрывать нельзя. Если мама будет часто проигрывать любимые песни и стихи малыша, со временем он сам начнет их повторять. Очень часто ребенок, не понимает значения слов, хотя и напевает их. Но не стоит отчаиваться, это уже первый шаг к развитию речи. Уточнить содержание песенок малышу помогут картинки и игрушки.
Занятия такого плана нужно начинать с простых и веселых детских песен, например, «Антошка», «Чунга-Чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Первыми стихами детей могут стать стихотворения Агнии Барто «Игрушки».
Игры с ритмами ребенок может не принять сразу. Возможно, малыш начнет кричать и прогонять взрослого, потому что ему не понравится тембр голоса, исполнение песни или стих. Главное не останавливаться, попробуйте подобрать для занятий новые песенки и стихи, найдите новые ритмические движения. Предлагайте малышу много разных игр. Ребенок должен сам выбрать игру, которая будет ему интересной и вызовет позитивные эмоции.