Неспектакльный моб (Реальный флешмоб, Нонспектакулярный моб, Х-моб) — это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежавю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:
* Споткнуться;
* Вспоминать, есть мобилка в кармане или нет, затем доставать её и класть обратно;
* Пытаться прикурить зажигалкой, отворачиваясь от ветра;
* Внимательно читать чек около входа в магазин и что-то в голове считать, слегка шевеля губами и закидывая глаза;
* Тщетно пытаться завязать шнурки;
* Пытаться застегнуть или расстегнуть заевшую молнию на курточке, сумке или ширинке;
* Отряхивать испачканную одежду;
* Переписывать информацию с какой-нибудь рекламы;
* Играть на ходу в игры на мобильном;
* Наклеить объявление на столб;
* Стать и пить пиво;
* Предварительно взболтать пиво, а потом, вроде как ненарочно, им облиться при открывании и стоять вытираться.
В итоге, мы знаем друг друга и начинаем наблюдать друг за другом. Даже кроме того, мы понемногу начнём сами пытаться угадать, кто здесь моббер, а кто просто прохожий. Это моб не для прохожих, а для нас. Можно немножко притормаживать — тогда и очень бдительные фомичи заметят. И вот тогда у них точно будет РЕАЛЬНЫЙ глюк.
i-mob
Общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq, e-mail, чаты и.т.п.). Прототипом явления послужило массовое интернет-движение в поддержку участницы отборочного конкурса «Мисс Вселенная» Алёны Пискловой в марте-апреле 2004 года. Очень часто интернет-флешмобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа. Благодаря интернет-флешмобу «Уроки Албанского» возникло и крепко закрепилось понятие Албанский язык.
Также широко известен интернет-моб «Регулярно!», произошедший на русском сайте новостной телекомпании BBC. На этом сайте была опубликована статья . В ней говорилось о том, что большинство российских алкоголиков, скончавшихся в трудовом возрасте, принимали алкоголь, не предназначенный для употребления внутрь, и выводы исследований по этому поводу. К статье был опрос: «Вы пьёте одеколон, антифриз или моющие средства?» — с вариантами ответов:
* Регулярно
* Крайне редко
* Никогда
* Я вообще не пью
Большинство читателей этот вопрос насмешил и даже оскорбил. В итоге, около 90 % голосов были отданы за вариант «Регулярно». Из-за того что счётчик не был рассчитан на такое количество голосов, он несколько раз в сутки сбрасывался. На эту тему было создано много карикатур и даже комиксов. В некоторых городах был даже сыгран реальный флешмоб «Одеколон», когда мобберы при большом скоплении людей делали вид, что дегустируют одеколоны, шампуни, жидкости для мытья стёкол. На самом деле, в бутылочках были питьевые жидкости: напитки («Тархун», «Лимонад»), вместо шампуней был йогурт и.т.п.).
В то же время, часто интернет-мобы делают сами владельцы сайтов для поднятия посещаемости своих ресурсов. В среде веб-дизайнеров даже появилось слово «расфлешмобить» для такого способа привлечения посетителей.
Арт-моб
К моб-артам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу.
Экстрим-моб
«Бой подушками» в центре Торонто
Акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Могут нарушатся какие-то моральные устои (или даже действия, квалифицирующиеся как мелкое хулиганство), или даже как-то провоцировать случайных прохожих. Такие акции противоречат правилам флешмоба. Например, Бой подушками.
L-моб
L-моб (англ. long mob — «долгий моб») — заранее оговорённые действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в удобном месте. Например сценарий «мелки»:
Все берут мелки и обрисовывают, как трупы, на земле всё, что угодно: бутылки, лавочки, люки, скамейки, прохожих, спящих бомжей, фонарные столбы, тень, машины, окурки и т. д. Всё это делается в течение недели. В итоге, однажды выйдя утром на работу, люди увидят весь город обрисованным. Это обязательно вызовет интерес и мысли о помешательстве…
Фан-моб
Фан-моб (англ. Fun-mob — «весёлый моб», иногда называют «цирком») — флешмоб, являющийся по сценарию или ставший во время проведения массовым приколом. Характеризуется несоблюдением правил, отсутствием у мобберов особого ощущения моба. Как правило, им становятся спонтанные флешмоб-акции, провести которые мобберы решили на встрече (АП) после основной акции.
Через Проспект едет живой паровозик. Мобберы подцепляются начиная с назначенного времени по ходу движения, а в конце проспекта расцепляемся и расходимся.
Фан мобы противоречат основным приципам флешмоба.
Date-моб
Date-моб (англ. Date — Свидание) — ФМ-акция, направленная на знакомства мобберов особым, необычным путём. Проводится из расчёта — одна акция на одну пару. Участники не должны быть знакомы друг с другом до акции и не должны знать предварительно, кто будет на ней. Например сценарий «Blind»:
Парню на указанном заранее месте завязывают плотно глаза платком и говорят ждать. Девушку подводят через несколько минут. Её задача провести парня из точки А в точку Б. Прогулка занимает не больше часа. Во время прогулки она должна держать его за руку и описывать всё, происходящее вокруг, — от модели проезжающей рядом машины до цвета листьев на дереве. Каждый из них может при желании не называть своего имени. Дойдя до пункта Б, девушка оставляет парня и уходит, а парню спустя минуту снимают повязку.
Моб-Хаус
Моб-Хаус (англ. mob-house — моб-дом) — это акция, рассчитанная на несколько часов, когда мобберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по определённым правилам жизни, отличающейся от жизни обычной. Это моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только участникам акции и вызывающего недоумение у случайных свидетелей. Например в Киеве был сыгран моб-хаус «Свадьба», где участники сымитировали свадьбу: выбрали кто будет играть мужа и жену, боярина и дружку, были в ЗАГСе, ездили по городу в свадебной машине и в конце невеста сбежала. Всё это сопровождалось множеством шуток.
Моб-игра
Моб-игра — эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговорённые на сайте. Конец может быть непредсказуем. Например, «Повелевай и подчиняйся»:
участники парами играют в «гляделки»; тот, кто засмеялся или отвёл взгляд, проигрывает. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника. Если он победит ещё раз, то вся колонна за проигравшим человеком тоже переходит к победителю.
Фаршинг
Фаршинг или фарш — это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не перфоманс и не флешмоб. Он не для зрителей. Он для участников, основная задача которых — победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Сделать то, о чём будешь стесняться потом вспоминать. Каждая акция и действие каждого участника — это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения. Фаршингом он называется потому что во время таких акций каждый участник делает что то своё, в результате получается некий «фарш». Люди занимающиеся фаршингом называются «фаршеры». Как правило время и место акций не публикуются на сайте, а о предстоящих акциях фаршеры оповещаются по подписке.
Примеры действий на фарше:
* фаршер танцует балет в женских колготках
* фаршер в семейных трусах, шлеме и лыжах пересекает зону фарша
* фаршер бреет ноги
* фаршер разбивает помидоры лопатой
* фаршер в форме спасателя делает искусственное дыхание куриному окороку
* фаршер разбивает молотком свой телефон
* фаршер выливает в канализацию ящик пива
* фаршер катается по зоне фарша с завязанными руками и кляпом во рту.
* фаршер одетый в пиджак и женские чулки надувает курицу насосом.
* фаршер гребёт «кролем» по асфальту в плавательной шапочке
* фаршер танцует нижний брейк в форме хоккейного вратаря
* фаршер обливается кетчупом
Мобберы
Достаточно часто люди участвующие в акциях флешмоба знакомятся и сплачиваются в определённые сообщества. Эти сообщества так же практикуют организовывать другие мероприятия, как то например прогулки по крышам и всякого рода ролевые игры (фотоквест, ночной дозор).
Флешмоб-туризм
Летом 2005 года во многих городах в Украине возник флешмоб-туризм. Мобберы могут как приезжать в город, где уже есть организованное движение, и участвовать наравне с местными, так и собираться в одном из городов, где не проводится акций и удивлять местных жителей. Такие выездные мобберские мероприятия называют струксами.
Ежегодно мобберами проводятся флешмоб фестивали. В августе 2009 года в Харькове будет проходить Всемирный Фестиваль Флешмоба — Мобфест.
Критика флешмоба
Флешмоб нередко подвергается критике. Когда прокатились первые флешмобы, то многие политики не поняли его сути и придали ему политический оттенок, хотя идеология флешмоба гласит, что «Флешмоб вне политики и экономики». Бывали высказывания что это «западное дуровство», хотя имено в странах СНГ особо развилась идеологическая составляющая флешмоба. Большинство критиков считает его бессмысленным занятием. Хотя многие психологи благосклонно относятся к явлению флешмоба, поскольку оно (в определённой степени) благотворно влияет на психологическое состояние участников, помогает участникам лишиться скованности боязни общественого мнения, вырабатывает умение самоорганизации, даёт возможность знакомится с единомышлениками и привносит в жизнь разнообразие. Другие критики отмечают что флешмоб порождает чувство вседозволенности, которое может провоцировать его участников на групповое хулиганство. Так же критика коснулась самого принципа организации, которая может использоваться заинтересованными людьми в корыстных целях. Однако всё же большинство критики порождается незнанием и непониманием принципов флешмоба, или критикуются акции не соотвествующие правилам флешмоба.