Как бы было лучше снять свадьбу?
Попробую ответить на этот вопрос.
В начале 90-х годов прошлого века с появлением доступных по цене видеокамер в нашу жизнь вошло понятие "свадебная видеосъёмка".
Первоначально это понятие включало в себя только съёмку на камеру, о монтаже отснятого материала
не могло быть и речи в связи с отсутствием доступного по цене оборудования. Выглядело это следующим образом: заряжалась
трёх-часовая кассета и на неё ФИКСИРОВАЛИ всё что происходило в "свадебный день", по форме это следовало бы называть
"свадебным репортажем". Уровень и качество такой работы определялся умением оператора выбрать для съёмки максимально удобную
позицию - "что-бы и звук был хороший" и "по свету картинка ничего себе".Первичный "монтаж" происходил прямо на съёмочной площадке
и заключался он в том что бы постараться не снять "лишнего" и успеть заснять "важное".Постепенно, не сразу стали появляться элементы
"украшательства" - где-то рисованные титры, где-то музыка (сборы,прогулка).Обозначились основные "главы" "свадебного фильма" как то:
сборы,выкуп,ЗАГС,прогулка,встреча молодых и дары,1-й танец молодых, конкурсы,танцы,песни под баян,продажа торта,интервью,финал.
Продолжительность ограничивалась длиной плёнки в кассете, можно было зарядить ещё одну, но минимум был обозначен жёстко - "3 часа".
У некоторых видеооператоров стоимость фильма была привязана к его длительности, -"Чем больше снимешь - больше получишь".
Большую часть фильма составляли - танцы,танцы и ещё раз танцы и конкурсы, во многом это было обусловленно самой программой
праздничного мероприятия.Зритель требует - длинный метраж.Это кратко.
К началу 21 века стали появляться доступные платы оцифровки."Загоняли"(оцифровывали) свадьбу по частям, но не всю (технические
ограничения остались)- некоторые "эпизоды" стали подавать в форме "клипа".Добавился новый эпизод - "детство молодых" (на основе
фотографий).Утвердились основные "клиповые" части: детство,сборы,прогулка,на основе первого танца делался итоговый "финальный клип"
(молодожёны танцуют и "вспоминают" лучшие мгновения свадебного дня). Арсенал выразительных средств "свадебное кино" "обогатился"
3D-графикой и футажами (по сути одно и тоже - анимированые вставки, другими словами "мультики").Свадебные видеооператоры соревнуются
между собой и в борьбе за клиента изготавливают "солидные" заставки с названием "видеостудии" (добрая половина подражая Universal
помещает своё имя на фоне снятого из космоса вращающегося земного шара).Яркие титры,розы,ангелочки,свадебные кольца,звёзды,голуби и пр.-
эти основные футажи стали повсеместным атрибутом "свадебного фильма".Продолжительность фильма не изменилась - "минимум 3 часа" по длине
кассеты VHS.Зритель требует - яркий длинный метраж.
Довольно скоро на рынок пришли цифровые видеокамеры начального уровня и одновременно DVD-приводы с функцией записи.
Начинается новый этап развития свадебной видеосъёмки.Характеристики нового формата DV позволяют почти без потери качества оцифровывать
всю свадьбу и после монтажа на увеличивших свою поизводительную мощность компьютерах изготавливать полноценный DVD. Добавляются
новые услуги - оформление диска, меню. Постепенно начинает изменяться и сам "садебный фильм". Появляется новый свадебный эпизод - Love Story (или история знакомства).
Причём это не всегда буквально "экранизированная" история отношений будущих супругов. По другому это понятие включает в себя любую
предсвадебную съёмку (интервью, клип-прогулка, и пр.)Входят в моду римейки на известные киносюжеты. Наивные попытки доморощенными
средствами при участии самодеятельных артистов повторить всё как в настоящем кино как правило выполнены на уровне капустников в КВН-ском духе
(один из типичных сюжетов - осовремененная история Золушки а в частности пародия на сериал "Не родись красивой" выполненная в духе "Маски-шоу").
Такие попытки как правило производят у стороннего зрителя отталкивающее впечатление и не имеют спроса у заказчика в связи с своей раздутой стоимостью.
На одну DVD-болванку без пересжатия помещается чуть более 1-го часа видео.Длинный фильм либо перекодируют до размеров одной болванки (иногда довольно успешно) либо
"нарезают" на несколько дисков. Постепенно метраж начинает сокращаться. Фильм начинает реально монтироваться -
вырезаются неудачные куски,по новому компонуется материал и пр. Во время съёмочного процесса у оператора меняется подход, появляются
новые в том числе и художественные приёмы, снимаются дубли,появляется большая свобода и всё благодаря последующему реальному монтажу.
Появляются новые навыки - становится важным умение общаться с программами видеомонтажа. Происходит условное разделение - у кого лучше
съёмка или монтаж.Но не всегда и не у всех. Важный момент - "чистые" операторы отодвигаются с ведущих позиций. Факт "работы на местном
телевидении" не производит, как некогда было, должного впечатления и не становится аргументом в пользу автоматической профпригодности
для создания "свадебного кино".В том числе и в следствии падения общего уровня ТВ и по причине узкой специализации телевизионных
операторов в основной своей массе. Справедливости ради замечу что значительного количественного роста профессионалов в среде
свадебщиков также не отмечено.Зритель требует - яркую упаковку,умеренный метраж и немного "кина"
Сегодня.Тенденции предыдущего периода нарастают.Закладываются основы новой профессии - свадебный видеограф. Доступность интернета для
общения между видеографами, обмена своими работами, рекламы - положительно сказывается на росте уровня качества "свадебного фильма".
Во многом заимствуя зарубежный опыт, но и предлагая свои идеи - российская свадебная видеография переживает период бурного роста.
Из новых веяний отмечу некоторые: Продолжительность фильма сокращается и колеблется в пределах 30 минут - 1 час 30 минут (сокращения происходят
за счёт "подрезания" банкетной части, иногда пренебрегают визуально невыразительными эпизодами:выкуп, распитие спиртного на природе, поздравительные
телеграммы и пр.). Важной становится не исчерпывающее-дотошная фиксация "всего происходящего", а способность видеографа передать эмоциональную
составляющую праздника самыми разнообразными средствами. Появляются действительно кинематографические приёмы (выразительные ракурсы,музыкальное
оформление,постановочные элементы,психологизм и глубина).Из среды видеографов выделяются значительные персоналии (имена), как гарантия качества и
авторского подхода.
В рамках этого обзора нет возможности охватить все темы в том числе и проблемные. Надеюсь мне удалось развеять некоторые заблуждения присутствующие в сообщениях на страницах этой темы.
Благодарю за внимание!