Для русской традиционной культуры характерно двойственное отношение к беременности и к самой беременной.
С одной стороны, беременная женщина представляла определенную опасность для окружающих из-за наличия
у нее двух душ. Отсюда идет поверье о том, что «не разрешенное» общение с беременной может повредить другим людям. С другой стороны, беременная женщина должна была соблюдать массу запретов - питательных, обрядовых, трудовых — дабы не повредить ребенку, которого она носит. И уж, конечно, беременность следовало скрывать от посторонних, чтобы не сглазили. Традиционная одежда позволяла легко это сделать. Пышные передники-«занавески» северных и кофты-«нагрудники» южных губерний надежно укрывали грудь и живот от нежелательных чужих взглядов. А носили их все женщины детородного возраста, — так что было сложно разглядеть, кто беременная, а кто — нет.
Какие же ограничения и предписания следовало соблюдать женщине во время беременности?На Руси считалось, что на здоровье будущего ребенка может повлиять то, что ест беременная. Однако в выборе диеты полагались не на питательность и полезность пищи, а на народные поверья и приметы.
1.Запрещены были следующие виды пищи:мед - чтобы ребенок не заболел золотухой,
рыба — а то ребенок долго не заговорит,
зайчатина — иначе ребенок рано умрет,
кутья (распаренная каша с изюмом) — считалось, что в этом случае ребенок не вырастет и останется карликом,
хлеб, изгрызенный мышами , по поверью приводил к слепоте ребенка.
2. Предпочтительной пищей для беременной считались:овсяная каша и капуста — обеспечат ребенку хорошую кожу,
брусника и клюква дадут ему румянец,
укроп — у ребенка будут красивые глаза.
Помимо строгости в еде, беременным следовало соблюдать ряд запретов, касающихся поведения или деятельности. Соблюдение этих ограничений также влияло на внешность и здоровье будущего ребенка.
3. Запреты на различные виды деятельности:нельзя шить по праздникам и в воскресенье, а то можно «зашить ребенку рот»,
по воскресеньям в доме беременной никто
не должен рубить дрова, так как это вредит развитию рук и ног ребенка,
по субботам беременная
не должна чесать голову, иначе ребенок будет вшивым,
во второй половине беременности женщина
не должна была месить тесто, чтобы ребенок не получился «слабым на животик».
4. Запреты, связанные с дорогой и путешествиями:нельзя
переступать через предметы лошадиной упряжи (дышло, оглоблю или возжи),
нельзя
садиться на телегу или сани,
нельзя
идти вслед за конем.Несоблюдение этих ограничений, как считалось, могло привести к преждевременным родам (и, кроме того, к неудачам в пути для владельца коня, телеги или упряжи).
5. Поведенческие запреты:беременная «
не должна плевать, как увидит что гадкое», иначе у ребенка будет сильный запах изо рта,
нельзя во время беременности
пинать собаку, а то ребенок не вырастет,
нельзя
пинать свинью — это может привести к тому, что у ребенка будут плохие волосы,
нельзя
перешагивать веревку, чтобы во время родов пуповина не обвилась вокруг ребенка,
нельзя
пугаться — от этого ребенок будет труслив,
но нельзя и
браниться, чтобы ребенок не получился злым,
нельзя
смотреть на некрасивое, чтобы не испортить ребенку внешность,
нельзя,
чтобы на полу в хате было много мусора, - ребенок будет рябой,
нельзя
выливать воду или помои из хаты через порог — пострадает желудок ребенка.
6. И, наконец, обрядовые запреты:нельзя во время беременности
становиться крестной матерью, а то свой ребенок будет болезненный,
нельзя никоим образом
соприкасаться со смертью (смотреть на умершего, отпевать, участвовать в похоронах), иначе у ребенка и матери будет цинга (пародонтоз),
беременной нельзя было
навещать роженицу (только что родившую женщину) — это считалось чреватым фурункулами у будущего ребенка,
и ни в коем случае беременная
не должна была выполнять роль свахи. Это могло привести к смерти ее будущего ребенка, да еще и устроенный такой свахой брак, по народному поверью, получался исключительно несчастливым.
Несмотря на то, что многие «запреты» имеют сегодня только историческую ценность без какой-либо медицинской основы, беременные женщины XXI века порой готовы или «обновить» историческое наследие или выдумать новые бытовые запреты – как будто будущим мамам мало ограничений, накладываемых на них врачами.