Изменение репутации
Пожалуйста, напишите за что вы изменяете репутацию этому пользователю

РостовМама

   

Входим:

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Размещаем:

RostovMama
https://t.me/rostovmama_official

Помогаем:

[help!] Все вместе мы - удивительная сила, которая способна творить великие дела!
[help!] Обсуждение темы сбора Сёмкиной для Сербат Артема. ПОЛИЦИЯ ВЕДЁТ ДЕЛО
[help!] Дима Джинян. 26лет. ДЦП
ТОП последних сообщений ТОП коммерческих тем Как попасть в ТОП?
[Что нового на Ростовмаме?]
ВНИМАНИЕ! МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ В ТЕЛЕГРАМ! ССЫЛКА НА ВСТУПЛЕНИЕ ВНУТРИ! от Vadim
[Наши инициативы]
вид на жительство Коста-Рика или как получить внж на Коста-Рика от MnoioWab
[Наши инициативы]
как получить гражданство Коста-Рика или миграция на Коста-Рику от MnoioWab
[Наши инициативы]
как получить гражданство в Коста-Рике или Коста-Рика гражданство по рождению от MnoioWab
[Детские дома, приюты, дома ребенка]
Re: Дети-отказники в больницах (объединенная тема) от Ginger

Автор Тема: Секреты беременности и родов на Руси  (Прочитано 20302 раз)

Moderator и 1 Гость просматривают эту тему.

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля

Верить приметам или нет — личное дело. Но, согласитесь, даже те люди, которые не считают себя суеверными, инстинктивно не любят просыпать соль и встречать на дороге черных кошек. Часто приметы не имеют нациоанальности и повторяются в той или иной вариации.
Итак, о некоторых

Родился в «сорочке»

Выражение «родился в сорочке» имеет буквальный смысл. «Сорочкой» называют тонкую пленку, которая представляет собой часть детского места. Поскольку «сорочка» покрывает голову новорожденного, в Англии ее называют «благословенной шапочкой». Говорят, что родившийся в «сорочке» младенец будет счастлив в жизни и никогда не утонет, но для этого «сорочку» нужно хранить до конца жизни. В разных странах людей, рожденных в «сорочке», наделяли особыми свойствами и верили, что они не поддаются колдовским чарам, красноречивы, успешны в делах и счастливы в семейной жизни. В Голландии их считали духовидцами, в Шотландии и Исландии им приписывали дар тайновидения.

У многих народов настолько сильна вера в «счастливую сорочку», что на Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху — на счастье. А теперь ребеночка кладут маме на живот, чтобы он почувствовал родительское тепло. В определенном смысле этот ритуал является современной интерпретацией древней приметы.


Седьмой ребенок

Необыкновенные способности приписывали не только детям, рожденным в «сорочке». Верят, что седьмой сын седьмого сына или седьмая дочь седьмой дочери обладают магическими свойствами, даром исцеления и предвидения. Иногда «волшебным» считают вообще седьмого ребенка в семье. Если он изберет профессию врача, все его пациенты будут выздоравливать: лечить такой человек может через воду и простым прикосновением. Но злоупотреблять своей целительной силой ему не следует, поскольку другим он передает собственную энергию.


Материнская юбка и отцовский плащ

Вообще, существует много примет, связанных с полом ребенка и одним из родителей. Например, в старину сильной защитой для мальчика считалась материнская юбка, а для девочки — отцовский плащ. Кроме того, верили, что счастливыми будут мальчики, похожие на мать, и девочки, похожие на отца.


Волшебные ножки

Есть и такое поверье: даром исцеления обладают люди, рожденные вперед ногами. Они якобы могут лечить травмы, болезни ног и спины прикосновением… своих ног. Во многих странах такие способности приписывали и матери чудесного младенца. Кстати, у разных народов свое отношение к энергии ног. Например, по фен-шуй, ноги человека, наоборот, несут «тяжелую» энергию.


При полной луне

Счастье и долголетие народные приметы предсказывают детям, которые родились первого числа или в новолуние. Другие источники обещают здоровье и удачу детям, родившимся в полнолуние. Дело в том, что полной луне приписывали концентрацию жизненных сил и вообще «полноту жизни», т.е. счастье. Впрочем, роды — штука непредсказуемая и подгадать их на какой-то день очень трудно. Хотя некоторым мамам это удается. В любом случае, жизнь так изменчива и многообразна, что новому человеку представится еще очень много случаев поймать свое счастье.


Меховая шуба

Благополучие ребенка в жизни во многом зависит и от стараний мамы с папой. Чтобы родившийся человек всегда жил в достатке, сразу после рождения его клали на натуральный мех. Также на счастье ребенка несли в церковь на крещение на кожухе или в меховой шубе.
« Последнее редактирование: 09 Февраль 2010, 17:05:02 от Ир-р »

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля

Для русской традиционной культуры характерно двойственное отношение к беременности и к самой беременной.

С одной стороны, беременная женщина представляла определенную опасность для окружающих из-за наличия у нее двух душ. Отсюда идет поверье о том, что «не разрешенное» общение с беременной может повредить другим людям. С другой стороны, беременная женщина должна была соблюдать массу запретов - питательных, обрядовых, трудовых — дабы не повредить ребенку, которого она носит. И уж, конечно, беременность следовало скрывать от посторонних, чтобы не сглазили. Традиционная одежда позволяла легко это сделать. Пышные передники-«занавески» северных и кофты-«нагрудники» южных губерний надежно укрывали грудь и живот от нежелательных чужих взглядов. А носили их все женщины детородного возраста, — так что было сложно разглядеть, кто беременная, а кто — нет.

Какие же ограничения и предписания следовало соблюдать женщине во время беременности?

На Руси считалось, что на здоровье будущего ребенка может повлиять то, что ест беременная. Однако в выборе диеты полагались не на питательность и полезность пищи, а на народные поверья и приметы.

1.Запрещены были следующие  виды пищи:
мед - чтобы ребенок не заболел золотухой,
рыба — а то ребенок долго не заговорит,
зайчатина — иначе ребенок рано умрет,
кутья (распаренная  каша с изюмом) — считалось, что в этом случае ребенок не вырастет и останется карликом,
хлеб, изгрызенный мышами :ab:, по поверью приводил к слепоте ребенка.

2. Предпочтительной пищей для беременной считались:
овсяная каша и капуста — обеспечат ребенку хорошую кожу,
брусника и клюква дадут ему румянец,
укроп — у ребенка будут красивые глаза.

Помимо строгости в еде, беременным следовало соблюдать ряд запретов, касающихся поведения или деятельности. Соблюдение этих ограничений также влияло на внешность и здоровье будущего ребенка.

3. Запреты на различные виды деятельности:
нельзя шить по праздникам и в воскресенье, а то можно «зашить ребенку рот»,
по воскресеньям в доме беременной никто не должен рубить дрова, так как это вредит развитию рук и ног ребенка,
по субботам беременная не должна чесать голову, иначе ребенок будет вшивым,
во второй половине беременности женщина не должна была месить тесто, чтобы ребенок не получился «слабым на животик».

4. Запреты, связанные с дорогой и путешествиями:
нельзя переступать через предметы лошадиной упряжи (дышло, оглоблю или возжи),
нельзя садиться на телегу или сани,
нельзя идти вслед за конем.

Несоблюдение  этих ограничений, как считалось, могло привести к преждевременным родам (и, кроме того, к неудачам в пути для владельца коня, телеги или упряжи).

5. Поведенческие запреты
:беременная «не должна плевать, как увидит что гадкое», иначе у ребенка будет сильный запах изо рта,
нельзя во время беременности пинать собаку, а то ребенок не вырастет,
нельзя пинать свинью — это может привести к тому, что у ребенка будут плохие волосы,
нельзя перешагивать веревку, чтобы во время родов пуповина не обвилась вокруг ребенка,
нельзя пугаться — от этого ребенок будет труслив,
но нельзя и браниться, чтобы ребенок не получился злым,
нельзя смотреть на некрасивое, чтобы не испортить ребенку внешность,
нельзя, чтобы на полу в хате было много мусора, - ребенок будет рябой,
нельзя выливать воду или помои из хаты через порог — пострадает желудок ребенка.

6. И, наконец, обрядовые запреты:
нельзя во время беременности становиться крестной матерью, а то свой ребенок будет болезненный,
нельзя никоим образом соприкасаться со смертью (смотреть на умершего, отпевать, участвовать в похоронах), иначе у ребенка и матери будет цинга (пародонтоз),
беременной нельзя было навещать роженицу (только что родившую женщину) — это считалось чреватым фурункулами у будущего ребенка,
и ни в коем случае беременная не должна была выполнять роль свахи. Это могло привести к смерти ее будущего ребенка, да еще и устроенный такой свахой брак, по народному поверью, получался исключительно несчастливым.

Несмотря на то, что многие «запреты» имеют сегодня только историческую ценность без какой-либо медицинской основы, беременные женщины XXI века порой готовы или «обновить» историческое наследие или выдумать новые бытовые запреты – как будто будущим мамам мало ограничений, накладываемых на них врачами.
« Последнее редактирование: 09 Февраль 2010, 17:00:05 от Ир-р »

ВедроУкропа

  • Я Лида
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +116/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3386

  • Бываю и сердитая)
    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности на Руси, приметы
« Ответ #2 : 09 Февраль 2010, 16:58:50 »

здорово как, а мы только кошку боимся пинать)))))))))

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля

да ну.. и на похороны смотерть нельзя и шить и через веревку переступать.. этоя  слышала, дошло и до наших дней) а вообще забавно так, я сегодян зачиталась.. выложу тут и роды-сколько настоящего и верного идет оттуда из древности.. и выходит, что древность эта совсем не дремучая.. :ad:

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля

У наших далеких предков с самого начала жизни маленький человечек попадал в разумно организованный мир, который ждал его прихода. В этом мире все идет своим чередом, все имеет значение и соединяется в единую жизненную систему.





Встреча с миром

Новорожденный младенец еще связан с матерью пуповиной, а с ним уже совершается первое ритуальное действие — перевязывание пуповины. Обычно это делали с помощью нитки, а порой — и с помощью материнского волоса. Считалось, что тем самым повитуха «привязывает» ребенка к маме. Потом пуповину, переставшую пульсировать, обрезают. Причем, если родился мальчик, то пуповину обрезают на «мужском» предмете — топоре, а если девочка — то на женском, например, прялке. Это должно символизировать первое знакомство малыша с настоящим, взрослым инструментом, который ему впоследствии неоднократно придется держать в руках.

После этого повитуха брала новорожденного и разглаживала ему ручки, ножки, животик, «правила» головку. По всей вероятности, это был аналог популярной ныне бэби-йоги, которую практикуют во время домашних родов. Такой массаж должен быть обеспечить хорошее сложение и красоту малыша.

Если младенец родился слабеньким, повитуха укладывала его на широкую деревянную лопату и отправляла… в печь. Не пугайтесь, этот обряд не имел ничего общего со сбрасыванием болезненных младенцев со скалы, бытовавшим в древней Спарте. На лопате, с помощью которой обычно ставили в печь хлеб, новорожденного трижды помещали под печную заслонку, на самый слабый жар. Таким способом ребенка как бы перепекали, чтобы он стал более сильным, здоровым и красивым.

Дело в том, что материнская утроба представлялась нашим предкам неким подобием печи (из печи так же вынимают хлеб, как из утробы — дитя). Поэтому если малышу не удалось как следует «пропечься» в глубине материнского тела, тогда его еще можно «допечь» в настоящей печке.

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #5 : 09 Февраль 2010, 17:07:42 »

Мыла бабушка не для хитрости


Потом младенца следовало обмыть. Это была не просто гигиеническая процедура, с ней тоже связано множество ритуальных действий. И первое омовение, и последующие, вплоть до крещения, должны были смыть с малыша всевозможные болезни и некую печать иного мира, из которого пришел новорожденный, а также уберечь от сглаза.

Обычно первое омовение матери и ребенка совершалось в бане. Новоиспеченной маме повитуха делала, выражаясь современным языком, послеродовой массаж — поправляла золотник (матку), ставила на место органы, сместившиеся во время беременности и родов (примерно тем же самым занимаются сейчас врачи-остеопаты).

Затем повитуха садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала особой водой. Эта вода готовилась заранее, в нее добавлялась соль «от всякой болезни и нечисти», вымачивалось яйцо, «чтобы ребенок был белым и чистым», серебряная монета, «чтобы он был богатым». При этом бабка приговаривала: "Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху."

После этого воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок.



Пеленами повиваю


Как вы думаете, почему повитуху назвали повитухой? По названию одного еще важного действия, которое совершается с новорожденным младенцем — свивание в пеленки. Повивальник (или свивальник) — это широкая тесьма, которой обертывали малыша поверх пеленок для того, чтобы ручки и ножки лежали ровно. Кстати сказать, того же корня слова «повойник», «повой» — так назывался головной убор, которым обвивали голову замужние женщины. А новорожденного младенца положено было повивать не в пеленки, а в отцовскую рубаху :ay:. Причем, не свежевыстиранную, а только что снятую с тела, хранящую родной запах. Считалось, что в этом случае отец будет сильнее любить свое чадо, а оно, в свою очередь, будет спокойнее спать.

Кроме того, подобные обрядовые действия имели еще одну причину: «привязать» малыша к дому, к семье, к роду, установить прямую связь с родителями. Между прочим, современные ученые подтверждают важность таких ритуалов. Ведь не случайно психологи настаивают на том, что младенец сразу после родов должен полежать у мамы на животе, услышать привычный стук ее сердца, сразу познакомиться с родителями и не разлучаться с ними в первые часы и дни своей жизни.

Вместо уютного уголка в родительской постели, где царят знакомые запахи и звуки, современных детей встречает яркий, слепящий свет и лязг медицинских инструментов, а потом новорожденных младенцев, испуганных и одиноких, отправляют в детское отделение якобы для того, чтобы дать маме «отдохнуть после родов». Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Возвращаясь к знакомству малыша с новым миром, стоит упомянуть еще такой факт. Запеленатого в отцовскую рубаху младенца повитуха поднимала к матице — балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центральным и самым важным местом в доме. Это тоже делалось с целью «привязать» кроху к дому, где ему отныне предстояло жить.

пика

  • Я не нефть и не золото,что б нравиться всем! Но кому нравлюсь,становлюсь золотом.
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +74/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1996

  • Я Анна,ко мне только на ТЫ )))
    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #6 : 09 Февраль 2010, 17:11:48 »


У многих народов настолько сильна вера в «счастливую сорочку», что на Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху — на счастье. А теперь ребеночка кладут маме на живот, чтобы он почувствовал родительское тепло. В определенном смысле этот ритуал является современной интерпретацией древней приметы.

Не только для этого.Перешитую отцовскую рубаху ребёнок носил ещё и как оберег.До того как его вводили в род( у разных славян и в разных веках это было по разному-в основном годам к 7)После введения в род он получал другое имя и уже начинал носить подростковую одежду,лет с 14 взрослую(ну это уже совсем другая опера,простите за офф :ah:)

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #7 : 09 Февраль 2010, 17:12:21 »

Детское место


Сейчас плаценту (иначе она называлась детским местом или последом) роженица чаще всего просто оставляет в роддоме, не задумываясь о ее судьбе. Между тем в народной традиции плаценте уделялось особое внимание. Ведь это та самая «лодочка», которая привезла малыша в наш мир. Ее следовало похоронить — зарыть в землю под избою. Причем, важно было, как именно закапывают.

Считалось, что если плаценту закопать пуповиной вниз, то больше детей не будет. По другой версии, распространенной в Енисейской губернии, плаценту нельзя было закапывать пуповиной вниз, потому что в этом случае ребенок, которому она принадлежит, скоро умрет: пуповина как бы притянет его к земле. В Ярославской губернии существовал «безопасный» вариант контрацепции: на сороковой день после родов откопать плаценту и повернуть ее пуповиной вниз (считалось, что в этом случае у семейной пары детей больше не будет).



Без рук, без ног, во все стороны клонится

Знаете, что это такое? Отгадка — колыбель. Вещь тоже совершенно особая, овеянная не одной сотней народных песен и примет. Колыбель могла иметь разную форму и делаться из разных материалов. В Центральной и Южной губерниях, а также в Сибири распространены были деревянные рамы, обтянутые холстом. По углам ввинчивались железные кольца, в которые продевались веревки для подвешивания. Более распространенный вариант — суживающийся книзу деревянный ящик, к его стенкам крепились ивовые дужки для подвешивания (лучки). Порой колыбель представляла собой корзину, сплетенную из дранки, лозы, лыка или соломы. Однако колыбель в любом случае подвешивали (потому-то у нее нет ни рук, ни ног, она находится между полом и потолком). Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась. Отсюда пошло выражение: «Детей на березе растить» — то есть брать их с собой в поле.

Колыбель крепилась на специальном шесте (зыбалке или очапе). Очап символизировал собой путь, по которому младенцы приходят в мир людей. В Новгородской губернии, если родители не желали больше иметь детей, с очапа не снимали кору и не обрубали сучки с красноречивой мотивировкой: "По гладкому, как по маслу, так и полезут дети."

К колыбели привязывали веревку, которая заканчивалась петлей у самого пола. В петлю мать продевала ногу и качала колыбель: "А темную ж ты ноченьку не усыпала, С колыбелюшки ножки не уймала."

Нельзя было качать пустую колыбель: это могло повлечь за собой бессонницу, головную боль, проникновение в зыбку нечисти и даже смерть младенца. В течение первого года жизни младенца клали в колыбель с обязательным благословением, чтобы «черт не подменил». С этой же целью в колыбель или под нее клали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину. На стенках колыбельки вырезали или рисовали смолой крест или прикрепляли иконку. Возможно, наши предки считали колыбель продолжением материнской утробы. Ведь существовала традиция в течение девяти месяцев туго пеленать ребенка, держать его в темноте и не показывать посторонним. Полог для колыбельки часто делался из материнского сарафана, который, как и прежде, закрывал малыша в его уютном мирке.

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #8 : 09 Февраль 2010, 17:15:38 »

Не только для этого.Перешитую отцовскую рубаху ребёнок носил ещё и как оберег.До того как его вводили в род( у разных славян и в разных веках это было по разному-в основном годам к 7)После введения в род он получал другое имя и уже начинал носить подростковую одежду,лет с 14 взрослую(ну это уже совсем другая опера,простите за офф :ah:)
Ань, что ты.. спасибо за дополнение, но я так понмиаю, тут разговор именно о средних веках, не языческие традиции, а старообрядческие, хотя все так тесно на самом деле переплетеается)
Если етсь у тебя интресные дополнения- выкладывай, копнуть иногда очень ууувлекательно :ad:

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля

ну не удержусь.. сюда выложу инфу и по воспитании детишек на Руси, каким мудрым оно было, я и не предполагала, что его корни почти одинаковые и сродни  с японским и иудейским)

В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной - мать в окружении многочисленных чад.

Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни; бесплодие же рассматривалось как большое несчастье. Большим грехом считалась любая попытка предохранения от беременности. Противозачаточные средства, имевшиеся у знахарок и колдунов и описанные в старинных травниках и лечебниках, считались "бесовским зельем", а женщины, их применявшие, нарушали правила благочестивой жизни. Прерывание беременности, даже не ранних стадиях, было грехом, приравнивавшемся к детоубийству, нарушением нравственных норм.

Образ женщины - многодетной матери формировался в России на протяжении многих веков. Его корни уходят в эпоху древней и средневековой Руси. Тогда многодетность являлась жизненной необходимостью. Многочисленные болезни, эпидемии, постоянные войны уносили десятки тысяч человеческих жизней, и только многодетность гарантировала воспроизводство населения, сохранение семейной собственности. Православная церковь также поддерживала стремление общества к самосохранению и саморазвитию.


Рождение ребенка.

Рождение детей, воспринимавшееся как дарованная Богом милость, в то же время осмыслялось как тяжелая работа, которой Бог наказал женщину за грехи прародителей Адама и Евы. Главным событием с появлением новорожденного в семье считалось крещение ребенка в православной церкви или в старообрядческой общине, т.к. именно православная церковь по закону Российского государства регистрировала рождения, браки и смерть.

 Крещение считалось крестьянами необходимым и для преобразования ребенка - "пришельца из иного мира" - в дитя земного мира: "некрещеный ребенок - чертенок". По обряду ребенок получал имя, т.е. из безликого существа становился человеком: "с именем Иван, а без имени болван". Крещение ребенка проводилось в присутствии восприемников (крестных родителей), родители же при крещении не присутствовали :av:, т.к. считались после акта рождения нечистыми. После крестин по традиции в тот же день полагалось устраивать крестильный обед, или, "бабины каши". Должны были присутствовать все близкие родственники семьи, повитуха и крестные родители. Каждый из приглашенных обязан был привезти с собой какую-нибудь праздничную еду, повитухе преподносили горшок с пшенной или гречневой кашей, сваренной на меду. Помимо крестин существовал обряд первого подпоясывания ребенка. Он проводился на сороковой день после рождения. Поясок вместе с рубашечкой дарила крестная мать. Она надевала на ребенка подаренную рубашечку с пожеланием расти здоровым, красивым, трудолюбивым и добрым.

пика

  • Я не нефть и не золото,что б нравиться всем! Но кому нравлюсь,становлюсь золотом.
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +74/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1996

  • Я Анна,ко мне только на ТЫ )))
    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси, приметы
« Ответ #10 : 09 Февраль 2010, 17:24:35 »

Ивиняюсь что и сюда нос свой суну,но не только на топоре перерезалась.Был ещё обычай на мече стрелой перерезали.А когда рождался ребёнок отец ходил вокруг бани и отгонял навий(злых духов) своим мечом,секирой....В общем чем владел в совершенстве...
Чем и на чём происходила обрезание пуповинки зависело от принадлежности родителей к роду деятельности.
А недоношенного ребёнка ещё часто после "запекания" обёртывали свежей хлебной опарой,которая долго сохраняет тепло и помогала(ритуально) расти ребёнку как на дрожжах. :ab:
« Последнее редактирование: 09 Февраль 2010, 17:27:24 от Ир-р »

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля

Младенчество.


Первый период жизни ребенка у русских назывался "младенчество" и длился до исполнения ему семи-восьми лет. По всей России детей первого года жизни, мальчиков и девочек, называли "дите", "младенец", "младень", а также "кувяка(плачущий), "повитыш"(находяйщийся в пеленках), "паполза"(ползающий), "слигоза"(пускающий слюни).

Первый год для матери считался самым трудным, т.к. опасность смерти в деревне для новорожденного была достаточно реальной. Крестьяне не располагали эффективными средствами борьбы с родовыми травмами, серьезными болезнями младенцев, а также не были знакомы с правилами гигиены, выполнение которых позволяло предотвратить заболевания. Считалось, что новорожденный, особенно в первые месяцы жизни, все еще тесно связан с иным миром и может быть возвращен назад. Кроме того, незащищенностью младенца могла воспользоваться нечистая сила, подменив его чертенком.

Новорожденного заворачивали в три пеленки и свивальник. Ребенок в них напоминал собой небольшой плотный кокон, в котором невозможно было пошевелить ручками, ножками и головой. Так ребенка пеленали до пяти месяцем. Потом ему полагалась длинная рубашка с пояском, одинаковая для мальчиков и девочек, и стеганый ватный чепчик, колпачок.

Русские крестьяне считали необходимым довольно часто купать своих младенцев. В первый месяц их купали три-пять раз в неделю, а затем до года два-три. Мыли ребенка в хорошо натопленной бане, а в деревнях, где бань не было - в печи или около нее.

Русские крестьянки старались, по возможности, кормить новорожденных материнским молоком, а если у матери его не хватало - прикармливали коровьим, разведенным с водой :bh:. Брать в кормилицы к новорожденному постороннюю женщину не полагалось.

Большую часть своего времени новорожденный проводил в подвешенной к потолку колыбели. До года он находился в ней почти постоянно, а затем вплоть до двух, только спал. В русской деревне полагалось укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни. Считалось, что во сне ребенок набирает сил и здоровья.

Ребенка приучали к сидению уже в пять месяцев. Его сажали в корзинку, обкладывая со всех сторон подушками, давали игрушек, чтобы он занимался ими и не отвлекал мать от домашних дел. А первые шаги, сделанные малышом, доставляли огромную радость нянчившим его домочадцам.
Игры с младенцем до годовалого возраста, называвшиеся "пестушками", "потешками", были просты и под пение коротеньких песенок и сопровождались подбрасыванием, качанием ребенка на руке, приплясыванием, притопыванием и т.п. Большое значение и распространение имели игры с ладошками и пальчиками малышей, такие, как "ладушки".

Вот уже малыш подрос и ему годик. В период от 1-2 лет до 6-7 лет уход за ребенком со стороны матери и бабушки минимальный. Отец так же, как и раньше почти не вмешивается в его жизнь.
Считалось, что малыш сам может сказать все что ему нужно, и угадывать каждое его желание не требуется :ay:. Ребенку предоставлялась полная свобода действий, слабо или почти не контролируемая взрослыми. Жизнь детей зимой отличалась от летней жизни. В зимнее время малыши сидели по избам, почти не бывая на улице, проводя время на печке со старым дедом или бабкой, слушая их сказки, бродя по избе за матерью или отцом, играя со старшими братьями и сестрами. Летнее время малыш от восхода до заката проводил на улице под надзором старших братьев и сестер. Домой четырех-пятилетний ребенок прибегал, чтобы поесть, и снова убегал на улицу, где играл со своими ровесниками.

Ребенок до семи лет не воспитывался в современном понимании этого слова. Считалось, что ребенок в стадии младенчества - существо глупое, неразумное и целенаправленно учить его чему-либо не имеет смысла.
Дети до семи восьми лет не имели никаких даже самых минимальных домашних или хозяйственных обязанностей. Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что в жизни ему придется много трудиться и что труд может быть радостью и удовольствием. Особенность детской жизни в младенческом возрасте являлось и то, что жизнь детей не подчинялась принятому у взрослых распорядку дня. Они могли просыпаться и укладываться в постель, приходить и уходить из избы, кушать тогда, когда им захочется. Маленьким детям позволялось делать все, что они хотят :as:. Они могли кричать, громко требовать что-либо у отца, матери, бабушки, но не вызывали у них ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного ребенка. Вообще родители редко наказывали маленьких детей.  :ad:, а кроме того, оно вообще не имеет смысла. Взаимоотношения детей и родителей строились на взаимной любви и ласке.

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #12 : 09 Февраль 2010, 17:28:35 »

Ань, супер! дополняй.. я выкладываю больше энциклопедические знания, у тебя свои.. это ценнее, помогай :az:

пика

  • Я не нефть и не золото,что б нравиться всем! Но кому нравлюсь,становлюсь золотом.
  • Гуру
  • ******
  • Доброе имя +74/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1996

  • Я Анна,ко мне только на ТЫ )))
    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #13 : 09 Февраль 2010, 17:31:45 »

Ань, что ты.. спасибо за дополнение, но я так понмиаю, тут разговор именно о средних веках, не языческие традиции, а старообрядческие, хотя все так тесно на самом деле переплетеается)
Если етсь у тебя интресные дополнения- выкладывай, копнуть иногда очень ууувлекательно :ad:
Старообрядников за то и "гоняли" что у них Православие можно было свести к форме Христианство+Язычество.
Хорошо,Ир.Надо только залезть в умные книжки.Это так,реплики на вскидку... :ah:
И конечно копать увлекательно,просто подчастую понимаешь,что насколько правильно и гармонично люди жили!

Ир-р

  • Почетный участник РМ
  • Гуру
  • *
  • Доброе имя +407/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17508

    • Просмотр профиля
Re: Секреты беременности и родов на Руси
« Ответ #14 : 09 Февраль 2010, 17:32:19 »

Отрочество

Этот период детства в России начинался с семи - восьмилетнего возраста и продолжался до пятнадцати - семнадцати лет. К семи - восьми годам ребенок превращался в существо, готовое знать все, что должен знать русский человек.
Прежде всего детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. В русской деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка.
Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, а мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. В тоже время они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье.

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и уважения к старшим. Почитание отца и матери считалось главной добродетелью человека. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы о своих родителях, последние должны были сами проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям.

Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми крестьяне стремились привить своим детям желание проявлять доброту к людям. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же, на месте - словом или кулаком - ил простить, если возможно. Особенно ценилось в русском народе умение прощать обиды :ay:. Ритуал прощения проходил в прощеное воскресение - в последний день масленицы, перед великим постом. Родители просили прощения у детей, дети - у родителей, соседи - друг у друга.

Понятие чести у крестьян всегда сочеталось с честным выполнением своего дога и исполнения взятых на себя обязательств. Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало в себя для мужчин ответить на незаслуженное поношение, не дать оснований для оскорбления, для девушек - чистоту, для женщин - верность мужу.

Одной из основных задач, которая ставилась обществом перед родителями, была задача постепенного введения его в религиозно-обрядовую жизнь. Русские крестьяне считали веру в Бога непременным свойством нравственного человека, а его поведение напрямую соединялось с его религиозностью. Отсюда и пошли всем нам известные выражения: "жит по-божески" и "креста на нем нету".
 В обычной, не слишком богомольной семье подростков учили, как правило, двум молитвам "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся". Считалось, что они могут пригодиться во всех обстоятельствах жизни, т.к. доходят до Бога быстрее, чем все остальные.
 В семь-восемь лет ребенка полагалось отвести к исповеди и первому причастию. Детей приобщали к религии с помощью чтения псалтыря, молитвенников, рассказывая им христианские предания, знакомили с житиями особо почитаемых в той местности святых, рассказывали о чудесах, которые они совершали, обучали детей духовным стихам.
Подростки постепенно вовлекались в обрядовую жизнь деревни. Наряду со многими другими в русской деревне были обряды, которые исполнялись только детьми, в большинстве своем это были обходы крестьянских дворов в дни праздников народного календаря - "славление Хрста" в Рождество, "посевание изб" в первый день нового года, обход дворов в средокрестие( в среду на четвертой неделе Великого поста), обход дворов с поздравлениями и сбором яиц в Пасху. Считалось, что эти обряды всегда существовали как детские.

Отрочество заканчивалось для девочек к пятнадцати-шестнадцати годам, для мальчиков - к семнадцати восемнадцати. Время беззаботного детства заканчивалось и начиналась другая, не менее интересная полоса жизни. :ah: см. начало))
« Последнее редактирование: 09 Февраль 2010, 17:34:23 от Ир-р »