Да, по номеру программы о ребенке немного можно узнать. Программа седьмого вида – это неврологический или психиатрический диагноз, но дети с одним и тем же диагнозом могут иметь разные проблемы, а дети с разными заболеваниями – одинаковые. Здесь много зависит не от диагноза, а от степени тяжести заболевания.
Насколько я знаю, термин «пограничные» не медицинский и не педагогический, а житейский. Критерий здесь приблизительно такой: эти дети имеют серьезные проблемы с общением и (или) с обучением, но все же могут находиться в классе или в кружке вместе со здоровыми детьми. Им там непросто, но если педагоги, родители, другие дети и они сами прилагают значительные усилия, то общество здоровых детей бывает для них полезно. Детям с умственной отсталостью, конечно, приходится учиться по своей программе, но у них далеко не всегда отсутствует «социальный талант», многие из них общаются ничуть не хуже, чем обычные дети – почему же они не могут быть вместе со здоровыми детьми, например, в клубе общения?
Моему ребенку одиннадцать лет, у него аутизм в легкой форме. Отдавать его в школу я даже не пыталась, он не смог бы там ни учиться, ни наладить контакт с детьми. Он осваивает программу седьмого вида, но только потому, что занимается индивидуально. А основная наша проблема – социализация. Куда нам с ним пойти? Он не способен построить правильные отношения с детьми, просто находясь с ними рядом: нужно, чтобы обучение общению было целью занятия, а такие группы в Ростове есть только для здоровых или для очень тяжелых детей. Я понимаю, что общение с каждым ребенком может принести и радость, и пользу, но все же хотя бы иногда нужно быть вместе с детьми своего уровня развития! А его уровень развития – здоровые дети семи–восьми лет. Кто нас к ним пустит? Он же сильнее, он их бьет, нас просят уйти из кружка, а мне и крыть нечем.
Мы же в городе не одни такие! Очень хотелось бы встретиться с детьми со сходными проблемами, близкими нам по возрасту.