«Просемейная политика должна стать вопросом госбезопасности»http://www.club-rf.ru/exclusive/igor-beloborodov-prosemeynaya-politika-dolzhna-stat-voprosom-gosbezopasnosti/Президент России Владимир Путин провел совещание о мерах, предпринимаемых для улучшения демографической ситуации, где предложил формировать среди населения культ многодетной семьи. О том, какова может быть роль государства в этом вопросе, в том числе и на уровне регионов, рассказал в интервью «Клубу Регионов» директор Института демографических исследований, редактор портала Demographia.ru Игорь Белобородов.
Ситуация, в которой мы оказались, – это подавляющая однодетность, 65% семей России имеют одного ребенка. Всего лишь 27% родили двух детей, и оставшаяся доля – это, по последней переписи населения, всего лишь 5% - имеют трех и более детей. На этом фоне совершенно бессмысленно повышать престиж, допустим, пятидетной семьи. Это можно и нужно было бы делать. Но для начала нужно добиться, чтобы семьи однодетные хотя бы лояльно стали относиться к двудетности, и, соответственно, семьи двудетные стали лояльней к трехдетным. Самое обидное, что в молодых семьях почти бесполезно формировать глубокие, далеко идущие установки. Целесообразно в этом направлении работать со школьниками младших и средних классов, причем, чем младше возраст целевой аудитории, тем больше шансов сформировать у них на этот счет четкие понятия. Учитывая, что в руках государства сосредоточены все механизмы управления, оно может сделать колоссально много.
Вот один пример. Мы небольшая общественная организация, которая сумела провести по всей России кампанию в поддержку трехдетности, которую заметил президент Медведев и лично одобрил. Кампания называлась «Они родились третьими». Мы нашли знаменитых людей, которые были третьими детьми в своих семьях, – это Чехов, Гагарин, Ахматова, Сент-Экзюпери, принцесса Диана, Некрасов и многие другие. С помощью дружественных рекламных технологов мы визуализировали их семейную успешность, эту их положительную особенность, сделав экскурс в историю. И тем самым стали воздействовать на архетипы, на очень глубокую историческую народную память. Это лишь один образец. Если же взять государственную машину, обладающую телеканалами, ежедневно собирающими у экранов более 100 млн человек, возможности здесь просто сногсшибательные.
Однако исследования телеэфира показывают, что образ семьи подается в отрицательном контексте. Вы никогда не увидите там трехдетность. Очень редко можно увидеть благополучную семью, в которой есть папа, мама, несколько детей, никто друг другу не изменяет, есть уважение к старшим, есть морально приемлемые образцы поведения. Зато негативом кишит весь информационный контент. Необходимо принять норму, в соответствии с которой, в рамках понятия «информационная безопасность», семья будет изображаться только в положительном контексте. Если реклама или документалистика хотят эксплуатировать образ семьи, то пускай это делают на благо общества – изображают крепкую «безразводную» семью, где супруги сохраняют верность друг другу, демонстрируют гармонию отношений, уважают своих родителей и не боятся рожать детей – не менее трех детей должно быть в изображаемой семье. Поверьте, пять-семь лет такого эфира – и сознание людей начнет меняться.