Также мой сын любит мультики. Меня это стало настораживать. Черпает ли он оттуда полезную информацию? Мультики у нас все русские, есть совсем древние. Как превратить эти прорсмотры в нужное дело, а не просто в зрелище.
Маша, Вы затронули очень серьезный вопрос, требующий изложения большого количества информации, поэтому свой ответ я разобью на три части: телевизор и организм (физиологическое воздействие - как реагирует организм на работающий телевизор), телевизор и психика (второй аспект – это его воздействие на нервную систему и психическое развитие ребенка), личное отношение. Так подробно отвечать на вопрос о телевидении и компьютерных играх буду, т.к. он волнует многих родителей, но мало кто задумывается и знает об их влиянии на детей.
Часть I.
Что происходит в организме, когда ребенок смотрит телевизор?
- Ребенок неподвижно сидит перед экраном, не двигается физически, не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим. Также он испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По заключениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.
- Зрительный анализатор также работает в неестественном для себя режиме. Для того, чтобы мы могли четко «увидеть» то, на что смотрим, глазные мускулы по очереди фокусируют глаза на различных фрагментах целого. При спокойном созерцании отдельные фиксации (саккады) длятся от 0,2 до 0,6 секунды, так что за секунду происходит от 2 до 5 саккад - и только, когда произошли все эти бесчисленные сканирующие движения глаз, человек «видит» то, на что смотрит. При просмотре телевизионной картинки саккады следуют чаще, а фиксации длятся соответственно все меньшее время. Это один из многочисленных аспектов негативного влияния телевизора на зрение.
- Звук. Он также отрицательно сказывается на развитии ребенка. Особенно опасна работа телевизора в фоновом режиме. Снижение слуха, способности к концентрации внимания, мыслительных процессов. Он нарушает восприятие малышом речи окружающих людей. Т.к. слух – это единственный орган, который работает круглосуточно, то чем больше зашумление окружающей среды, тем больше нагрузка на весь организм. Последние исследования ученых говорят о том, что "шумозагрязнение" приводит к появлению систематических головных болей, головокружению и раздражению. Оно также провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, вызывает нарушения в работе желудка, кишечника. Кроме того, внешние шумы значительно влияют на социальное поведение детей, их успеваемость и психическую стабильность.
Родителям просто необходимо обеспечить слуховой покой для ребенка хотя бы дома, т.к. в городских условиях дом – это единственное место, где это можно сделать.