Под ранним развитием я понимаю целенаправленное обучение чтению, цифрам , английскому языку и т.п. лепка и рисование -это уже обучение творчеству. и мне близка вот такая точка зрения:
Творческое мышление как залог успешности наших детей.
Мы все хотим, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и всячески развили их. Ради этой ясной и светлой цели каждый любящий родитель сегодня готов максимально наполнить жизнь своего ребенка разнообразным обучением. Мы активно учим детей читать, считать и писать, рисовать, танцевать и петь, целенаправленно развиваем их физически, в полной мере даем попробовать на вкус гранит школьных наук и даже иногда бросаем их в пучину почти профессионального спорта...
И хорошо же! В конце концов количество родительских вложений рано или поздно переходит в замечательные качества наших детей и дает свой результат. Но, согласитесь, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои замечательные возможности. И при этом встречаются люди со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившиеся значительных результатов в жизни. Видимо, желая успешности своим детям, вожделенно рисуя ее как результат своей неустанной родительской заботы о них, необходимо также четко и ясно представлять те личностные качества, которые надо активно формировать у ребенка, чтобы он заветных-то целей и достиг.
Оказывается, очень важно не только то, чему обучается дитя, но гораздо более важно знать какие эмоции при этом возникают у вашего ребенка, знать ответ на вопросы «зачем? и почему?». Зачем и почему ваше дитятко каждый день идет в школу (детсад), сидит на занятиях, самозабвенно грызет карандаш и старательно (или наоборот) выполняет задания педагога?
Мы очень верим, что вы, читатель, умеете доверительно общаться со своим наследником. А значит, вы всегда сможете услышать от него (или помочь ему сформулировать для себя) ответы на эти вопросы. А еще это значит, говоря языком психологии, что вы сможете узнать мотивацию своего ребенка. И здесь очень важно разобраться какая же из двух возможных ее видов (да-да, всего только две и есть!) складывается у вашего дитяти. Если это мотивация достижения - то это надежда человека на успех: «он рисует, потому что ему нравится сам процесс, и рисунок получается классный», «он делает это, так как хочет хорошо выступить на городской олимпиаде», «он надеется получить высший балл», «он стараются как можно лучше выполнить работу», «он хочет гордиться собой, радоваться своим успехам», «он хочет порадовать любимых родителей» и т.д. Если это мотивация избегания неудач - тогда все определяется желанием избежать неуспеха: «он делает это, так как не хочет оставаться на второй год», «надеюсь не получить двойку», «он стараются не делать ошибок в работе», «не хочу, чтобы ругал воспитатель» и т.п. Чувствуете разницу? Дорогие родители! Задумайтесь, так ли редко ваше дитя или вы сами мотивируете его деятельность подобным образом? А ведь эти два разных способа мотивации приводят к двум абсолютно противоположным результатам в настоящей и будущей жизни ваших детей. Догадываетесь к каким?
Признано, что тип привычной мотивации, направленной на достижение успеха или избегание неуспеха, складывается между 3 и 13 годами жизни человека. И формируется он вами, дорогие родители, ну и окружающей средой конечно тоже. Наиболее благоприятно для воспитания успешного ребенка ненавязчивое давление взрослых и наличие среды, активно побуждающей к развитию.
И что же делать? - зададите вы хороший вопрос, ставший на Руси уже сакраментальным. Ответ конечно существует: не просто учите ребенка, а учите его учиться, причем учиться с интересом и удовольствием. Не просто давайте умения, навыки и информацию, а развивайте мышление. Причем необходимо развивать такие важнейшие его качества как беглость, гибкость и оригинальность, т.е. развивать творческое мышление и память вашего ребенка.
Современная наука психология предлагает порядка 30 методов развития образного мышления, а значит - развития памяти. Да-да, именно так. И, будьте готовы, любознательные родители - на этом пути вас ждёт ряд открытий. Оказывается, запоминать мы и так умеем. Надо учиться не запоминать, а воспроизводить! Вот например, школьникам на занятии дают запомнить большую таблицу символов (времени - 3-5 минут). При ответе они воспроизводят 40-50% - это средний результат. Что делают учителя в обычной школе - показывают эту таблицу до тех пор, пока некоторые ученики не воспроизведут её полностью. Можно иначе: отложить таблицу в сторону и научить детей ряду упражнений по развитию образного мышления. Потом попросить их вспомнить ту, первую таблицу - результат - 80-95% информации. О чем это говорит? О том, что таблица была в голове, но дети не могли ее вспомнить. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичной, дети научились легко припоминать.
Вот и оказывается, что повторение, вовсе не мать учения, а скорее его мачеха. Мы от природы умеем и должны запоминать без зубрежки. Стоит только дать себе труд и отойти от сложившихся традиций детсадов и школ. Приемов достаточно, вот лишь некоторые из них. Метод «Оживление» - развивает фантазию и хорошо применим для запоминания исторических дат, лиц, имен, символов. Пример ученика, которому надо было запомнить ряд геометрических фигур: «Когда я смотрю на круг, то я представляю голову мальчика, прямоугольник - мальчик вытянул шею, треугольник - улыбка». И вот уже вместо трех фигур - образ улыбающегося мальчика, который легко припомнить. Известен пример, когда ученица, благодаря этому методу, вспомнила таблицу из 300 слов (причем как в прямом, так и в обратном порядке) через 3 года! Или, например, «Метод соощущений» - умение вызывать дополнительные образы, чувствовать при этом звук, цвет, запах, шероховатость и т.д. Реальный пример: девочка быстро запоминает 70 цифр, представляя их вырезанными на стекле. Ей легко назвать их, потому, что она представляет, как она проводит пальцами по шершавой поверхности стекла и «читает» цифры. Множество практических результатов показывают, что и взрослый и ребенок (детям проще!), овладев образным мышлением, могут легко запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забывать ненужное, легко изучать любые иностранные языки...
А как же быть тем, кто по собственному убеждению (или по авторитетному мнению окружающих) является аудиалом, т.е. человеком, воспринимающим информацию преимущественно на слух. Оказывается, таким детям с запоминанием сложнее всего. И если их не научить методу «изменения модальности», то они в сложных случаях (невнятная речь, высокая скорость диктовки, наличие параллельных звукового фона) отказываются запоминать вообще. Суть указанного метода в том, что информация, поступающая по слуховому каналу, осознается и фиксируется по другому. В эксперименте ученикам, знающим этот метод, диктовали слова в темпе «одно слово в секунду». Наблюдался такой феномен: они как бы переставали слышать слова, но при этом продолжали видеть слова-образы на «внутреннем экране». Т.е. как слуховой раздражитель информация не осознавалась, она запоминалась как видеоряд. Причем метод дает хорошие результаты, если скорость диктовки увеличивается (0.2-0.5 сек между словами!) и даже если диктуется по 2 слова одновременно! Зрительный образ позволял запоминать 5-7 пар таких слов. Метод имеет прямое отношение к резервам памяти и не использовать его все равно, что отказываться от механической высокоскоростной дорожки при тренировке легкоатлетов.
Для развития умения творчески мыслить (именно это умение и обозначают модным нынче словечком «креативность») на сегодня также существует множество методов, причем их разнообразие простирается на возраст от 3 лет и до полной потери энтузиазма (впрочем, некоторые умудряются не растерять его и до конца дней своих). Конкретные приемы очень разнообразны. Один из ключевых подходов - еще до школы (в этот период это наиболее легко и наиболее важно!) создать у ребенка ощущение, что неправильных ответов не существует, существуют наиболее оптимальные ответы на данный конкретный вопрос.
Изначально дети не боятся показать свои идеи, не боятся казаться глупыми. Творчество бьет ключом! И если уже нет, то это результат вашего реагирования, дорогой родитель! Срочно меняйте тактику. Принимайте «на ура» все новое и необычное, что выдумывает ваше чадо. Сами давайте ему «пищу к творчеству». Например, просто ведя его из сада (школы), обсудите, что было бы, если бы все колеса у машин были квадратные. Не говорите ребенку, что это плохо и неправильно, поищите плюсы. Уверяю вас, найдете, и вдоволь повеселитесь. И домой придете отдохнувшим и помолодевшим. Для поощрения идей ребенка можете использовать простую технику под названием «Да!»: в ответ на очередную его оригинальную мысль приседаете с ним и тихо говорите хором «да!», затем приподнимаетесь вместе и снова, но громче - «да!», встаете выше - еще громче - «да!». И так пока не подпрыгнете и не закричите громко «Да!». Удовольствие гарантировано.
Кстати о необходимости удовольствия. Оно стимулирует творческое мышление по нескольким причинам. Радость, удовлетворение - уменьшают вероятность стресса, а стресс - главный враг творческого мышления. Кроме того, радость и веселье позволяют взглянуть на вещи по-иному, а это очень важно для желающих стать личностью творческой. Если вы живете (учитесь, работаете, едите, спите и т.д.) без удовольствия, то существует опасность ограничиться лишь очевидным, безопасным, всегда отказываться от нового и интересного. Знакомо? Вот именно - мотивация избегания неудач!
Развить гибкость и оригинальность мышления (креатив!) помогает прием «ложная модель». Иногда неправильные модели более привлекательны, чем истина. Одна древняя легенда гласит, что волны возникают оттого, что краб вылезает из своей норы на охоту. Это неправильно и нелогично. Но кто знает? Это милая картинка. Возьмите пару сложных явлений вроде радуги или голубизны неба. Неважно знаете вы или нет настоящую причину, предложите ребенку (и себе!) придумать 3 совершенно разных и может быть неправильных модели объясняющих их. При этом думайте не о правдоподобии, а об их привлекательности. Неверные модели - великий источник творческого вдохновения. Иначе не было бы у нас ни фантастических книг, ни фильмов - столь популярного нынче жанра.
Одна из основных проблем современных школьников - это сложность концентрации внимания вообще на чем бы то ни было. Этот печальный факт сам по себе как правило результат полного отсутствия какой-либо работы по развитию качеств мышления ребенка в более раннем возрасте. При регулярном и упорном использовании может помочь такой простой метод. Делайте это вместе с ребенком, как бы соревнуясь с ним и все время «поднимая планку». Закройте глаза и начните считать до 10, думая при этом только о цифрах. До какой цифры вы дойдёте, «не уплывая» в побочные мысли? Каждый раз, поймав себя на том, что считаете механически, а думаете уже о другом, начинайте все с начала. Постепенно вы научитесь и увеличите числовой ряд. Можете фиксировать и поощрять достижения (конечно, при условии честной игры с ребенком). Можно использовать для этого не числовой ряд, а любой актуальный и приятный для вас ряд слов или образов.
Есть еще один способ, который правда гораздо более азартен, если его использовать в группе. Например, 3-5 активных членов вашей замечательной семьи (подключите друзей и соседей!) вполне подошли бы. Используйте тот же числовой ряд, но сопровождайте его хлопками в ладоши: раз - один хлопок, два - два хлопка,... Сначала сделайте это вместе, затем последовательно по кругу. Все легко, но далее вы меняете тактику: считайте в обратном порядке, считайте на иностранном языке, считайте на несуществующем выдуманном языке, на языке каких-либо животных и т.д. Все это делает упражнение смешным и радостным. Однако при этом вы не только получаете удовольствие, сплачиваете свой маленький коллектив и наполняете его энергией, но и учитесь концентрировать и удерживать внимание на определенном дидактическом задании.
Итак, творческие способности - это не только то, что получено при рождении. Существуют простые методики и упражнения, помогающие их развить. Точно также как традиционное образование, требующее только «правильных ответов», может их подавить совсем. И ничего удивительного в этом нет. Ведь, в конце концов, творчество в том и состоит, чтобы выпрыгнуть из привычного «туннеля» мышления, в котором мы все сидим. Такой выход есть всегда, из любой ситуации. В случае с развитием креативности этот выход - ряд упражнений, открывающих новые перспективы и возможности. Причем сами по себе они - не творчество. Но они действуют как катализатор, высвобождающий творческий потенциал каждого.
Верно и то, что наибольший эффект даст конечно работа с психологом - тренером. Более того, важно понимать, что максимально результативна здесь будет работа в группе. И если ваша семья не готова стать тренинговой группой по развитию креативных качеств мышления ваших детей, то в качестве альтернативы сегодня, слава богу, есть детские центры, которые этим занимаются.
Представляем читателям детский центр интенсивного развития «Точка РОСТА» (рядом с м. Варшавская). Именно здесь опытные педагоги и психологи предлагают вашим детям от 5 до 12 лет курс «Развитие памяти и творческого мышления». Программа курса удачно интегрирует две методики: «Развитие творческого мышления» (автор - Ю.Б. Гатанов, кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана факультета психологии СПбГУ, лауреат Конкурса инновационных программ Международного фонда Дж. Сороса, лауреат Фонда USIA) и «Развитие памяти, внимания и творческого мышления» (автор - И.Ю. Матюгин, доктор педагогических наук, профессор РАЕН, директор "Школы Эйдетики" (г. Москва).
Название курса говорит само за себя. Обозначим результативность данной программы как то, что будут уметь ваши дети, пройдя курс. Итак, они непременно научатся:
мыслить образами, а значит - удерживать в памяти нужный в школе и в жизни объем информации, освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее;
не бояться больших объемов домашних заданий и получать удовольствие от самого процесса запоминания, а значит учиться легко и весело;
просто решать самые сложные задачки, искать разные варианты решений и не бояться неправильных ответов;
учиться с интересом и удовольствием и сохранить этот интерес на всю жизнь;
замечать мир (даже на бегу!), видеть его ярче, чувственно относиться к природе;
«слёту» понимать проблему и быстро делать все, чтобы ее решить;
свободно вписываться в любую кампанию, коллектив, общество.
Особенностью курса является еще и то, что родители могут присутствовать на любом занятии и стать не только зрителем и слушателем, но и активным участником процесса. Причем, уверяем вас, что дело это очень азартное (причем, как отмечают педагоги, именно для пап).
И еще раз позволим себе напомнить о том, что настало время заранее думать о самостоятельной успешности своего ребенка. В случае с развитием памяти и творческого мышления цель не только оправдывает средства, но и делает их несоизмеримо малыми по сравнению с эффектом расширения личностных и социально значимых возможностей наших детей.
Желаем успехов вам и вашим детям!
Гетманская Т.И.,
методист детского центра
интенсивного развития
«Точка роста»
и еще .. Кто что подразумевает под словом"умеет". Мой сын тоже называет все буквы и считает, называет цыфры, но я считаю, что умеет-это когда умеет применить на практике. Арсюша полностью поет песню на английском языке( слышал мы разучивали с ученицей и усвоил посредством многих повторений на диске), но я не считаю, что учу его английскому или он говорит по английски,Это не язык. Это спонтанное запоминание. Он не умеет это применять в жизни.