ну раз уж я подняла вопрос с паром то вкратце расскажу свои наблюдения про оба маршрута
разница по километражу минимальная в районе 50 км
плюсы через паром:- большая часть дороги проходит по России, и только 250 км по Украине, след хорошие дороги( немного ранее предлагали маршрут, не по М4, считаю его самым оптимальным), бензин дешевле
- очень красивое побережье после переправы, дорога практически все время вдоль моря, мы обычно едем не спеша, до интересного места ( а там их масса), или красивого ресторана на берегу
минусы- стоимость переправы 1500р
- ситуацию на пароме предсказать не возможно
паром идет по расписанию 1 раз в 2 часа, вмещает 25-30 авто плюс автобусы они идут по расписанию плюс фуры
( в прошлом году на 1 мая переправились за 1 час, в этом году т.к. были 208 машиной, то наша переправа была бы через сутки)
- более 150 км дороги по серпантинам, считаю их более серьезными чем перед Сочи ( что требует определенного умения от водителя) и увеличивает время пути
плюсы через Украину- рано утром на границе практически никогда никого нет, или можно выбрать границу не в Таганроге, а выше по карте
- дорога ровная , без серпантинов
- качество дорог хорошее, практически везде двухрядка, без резкого ухудшения ( кто много путешествует по Украине тот понимает, что для Украины это просто отличное)
- красивый въезд на полуостров ,справа вода, слева вода, посередине автодорога и ж.д. ветка
- на полуострове много рынков с рыбой и икрой в том числе и черной, ( только надо побывать, цена ростовская, а качество мне нравиться больше)
минусы- цена бензина выше
как то так
но лично мне все равно больше нравится через паром, получается целое путешествие, а не передвижение их точки А в В