Длинно, но интересно.
ОБ ИНДИКАТОРАХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Воронцов Сергей Алексеевич
В стране с 2008 года осуществляется последовательное и системное противодействие коррупции. В данной работе государственные и муниципальные органы власти руководствуются установкой Президента России В. Путина о том, что «Коррупция — самое большое зло России. Эту заразу надо выкорчевывать с корнем, не глядя на лица и посты» [1]. Слова не расходятся с делом. Только за последние три года список привлеченных к уголовной ответственности сенаторов, губернаторов, глав парламентов и правительств, мэров и глав администраций оставил около 200 человек [2]. На каждый миллион россиян в 2018 году пришлось 24 выявленных взяточника.
Согласно данным Генпрокуратуры России Ростовская область в первой половине 2018 года по абсолютному количеству выявленных взяткополучателей оказалась на первом месте: там было зарегистрировано 130 преступлений по ст. 290 УК, тогда как в Москве — 127. В остальных регионах за полгода выявлено менее сотни таких преступлений в каждом [3].
Означает ли изложенное выше, что Ростовская область больше других субъектов поражена коррупцией? Нет, не означает. Рост количества выявляемых преступлений коррупционного характера связан не с увеличением коррупции в Ростовской области, а с более эффективной работой правоохранительных органов по выявлению и пресечению правонарушений.
По итогам 2017 года в Ростовской области выявлено около шести тысяч нарушений антикоррупционного законодательства. Следует подчеркнуть, то это на 7,6% меньше, чем в 2016 году, что свидетельствует о действенности мер антикоррупционного просвещения, реализуемых в Ростовской области. Из указанного объема правонарушений зарегистрировано более 600 преступлений коррупционной направленности. Самое распространённое — мошенничество с использованием служебного положения (275), далее мелкое взяточничество (дача и получение) — 176 случаев, затем 150 случаев дачи и получения взятки и служебный подлог — 34 случая.
Таким образом, в общем числе коррупционных правонарушений преобладают дисциплинарные правонарушения (5400), каждое третье из которых связано с предоставлением государственными и муниципальными служащими недостоверных или неполноценных сведений о своих доходах [4].
Чтобы системно противостоять какому-либо явлению, необходимо четко представлять содержание этого явления, в нашем случае состояние коррупции в Ростовской области. Существенную помощь в данном вопросе может оказать Аналитическая записка «О состоянии коррупции в Ростовской области в 2017 году», подготовленная по заказу Правительства Ростовской области Филиалом АО «ВЦИОМ» в ЮФО «ВЦИОМ-ЮГ» согласно государственному контракту от 18.04.2017 №176. Аналогичные научно-исследовательские проекты были реализованы «ВЦИОМ-ЮГ» в 2015 и 2016 годах, что дает исследователю возможность оценивать изменения обстановки в динамике. В рамках проекта проведен социологический опрос, в котором приняли участи 2000 респондентов. Выборка является многоступенчатой, стратифицированной, квотной. Статистическая погрешность не выше 2,2%.
Анализ материалов социологического опроса показывает, что в Ростовской области наибольший процент коррупционных проявлений зафиксирован в средних и малых городах (33%), что, на наш взгляд, связано с предметной постановкой работы по антикоррупционному просвещению в областном центре и менее активной деятельностью в этом направлении в малых и средних городах.
Включенность населения в коррупционные отношения прямо пропорциональна материальному достатку респондентов: от 19% среди лиц с минимальными доходами, до 50% среди высокообеспеченных граждан. Подобная ситуация вполне логична, так как лица с минимальными доходами не имеют средств для дачи взятки.
По возрастным группам уровень распространенности коррупции приблизительно одинаков (24-33%), за исключением лиц пенсионного возраста (14%), в сознании которых, вероятно, еще сохранились нравственно-правовые установки, сложившиеся в советский период.
Среди социальных групп выделяются предприниматели (52%), работники сферы транспорта (41%), сельские труженики (41%), студенты (38%). Настораживает «заряженность» на инициативную коррупцию студентов, большинство из которых учатся на коммерческой основе, собственного заработка не имеет, следовательно, коррупционные механизмы внедряются и поддерживаются их родителями, формируя сознание будущего коррупционера.
По размеру преобладают взятки до 10 000 рублей – 59% (в 2016 – 61%). Взятки более 15 000 — 20 000 рублей составляют 23% (в 2016 – 22%). По формам вовлеченности граждан в коррупционные отношения выделяется вымогательство взяток у предпринимателей (42%).
По сферам коррупционных отношений респонденты указали, что наиболее часто выплачивали «мзду» за оказание медицинской помощи в больницах и поликлиниках (14% или +2% по сравнению в 2016 годом); за урегулирование ситуации с ГИБДД (12% или +3% по сравнению в 2016 годом); за сдачу зачета или экзамена в ВУЗе (6% или +2% по сравнению в 2016 годом). Таким образом, несмотря на реализацию антикоррупционных мероприятий, отмечается рост коррупционных проявлений по «традиционным» сферам проявления данного феномена.
Деловая коррупция в 2017 году проявлялась в выплатах представителями бизнеса за получение разрешения на строительство (9%) и за право аренды земельного участка (9%).
Анализ отношения жителей Ростовской области к фактам коррупционных отношений показал, что абсолютное большинство жителей осуждают взяткополучателей (51%). К взяткодателям общественное мнение относится более лояльно. При этом следует отметить, что за последние три года число жителей осуждающих взяточников сократилось на 8% и на 10% выросло число тех, кто относится к ним без осуждения.
Настораживает то обстоятельство, что жители области в подавляющем большинстве (60%) не исключают в будущем своего участия в коррупционных отношениях. В среде предпринимателей этот показатель еще выше – 84%. Лишь 27% опрошенных полностью исключают такой вариант развития событий.
Исследование мнений жителей области о причинах низкой эффективности процесса противодействия коррупции показывает, что основная проблема заключается в незаинтересованности в данной работе значительной части должностных лиц, по роду своей деятельности призванных бороться с этим негативным феноменом. Так в 2017 году считали 47% респондентов, что на 4% больше, чем в 2016 году. Незаинтересованность должностных лиц усугубляется незаинтересованностью значительной части населения области (20% или +4% по отношению к 2016 году) активно участвовать в противодействии коррупции. Опрос показал, что население области более склонно к пассивным формам личного участия в противодействии коррупции.
В числе других факторов снижающих эффективность процесса противодействия коррупции респонденты указали незнание гражданами своих прав (25%), общественное мнение, допускающее подношения (26%), неэффективность антикоррупционного законодательства (18%).
До 45% респондентов считают, что «каждый человек будет брать взятки, если ему будут их давать». В своем большинстве так думают безработные, сельскохозяйственные и промышленные рабочие, предприниматели, работники транспорта и, что удивительно, государственные и муниципальные служащие.
При исследовании вопроса о предпочтительности в борьбе с коррупцией жестокости или неотвратимости наказания, мнения респондентов распределились 38% и 50% соответственно. Причем, сторонники неотвратимости наказания преобладают во всех демографических группах. Следует согласиться с данным мнением при условии, что наказание будет не только неотвратимым, но и адекватным правонарушению.
В качестве основных причин дачи взятки респонденты указали, что так быстрее и проще решить вопрос (49%), что без взятки невозможно законным способом решить проблему (40%), что взятка единственный способ преодолеть бюрократическое затягивание чиновниками решения вопроса (39%).
По мнению респондентов, уровень коррупции в Ростовской области приблизительно одинаков с уровнем коррупции в других субъектах Российской Федерации.
Оценивая перспективы борьбы с коррупцией в стране, респонденты в своем большинстве считают, что, несмотря на предпринимаемые обществом и государством меры, коррупция останется на прежнем уровне или возрастет (68% или +5% по сравнению в 2016 годом). Это может говорить о том, что значительная часть населения не верит в действенность антикоррупционной политики государства и не попадает в сферу действие антикоррупционного просвещения. Обращает на себя внимание, что количество респондентов, готовых не давать взятки (44%), превосходит число тех, кто заявил об отказе от получения взяток (23%).
Информировать компетентные органы об известных им фактах коррупции готовы лишь 16% респондентов. 34% респондентов не станут информировать правоохранительные органы о фактах коррупции ни при каких обстоятельствах. Среди предпринимателей данный показатель – 51%. Это свидетельствует о том, что государству и обществу не удалось сформировать систему позитивной мотивации чиновничества к добросовестному выполнению своего профессионального долга.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сферами, наиболее пораженными коррупцией, в Ростовской области по прежнему остаются здравоохранение, полиция (ГИБДД), высшие учебные заведения, в меньшей степени, школы и дошкольные учебные заведения. В плане деловой коррупции эксперты выделили Роспотребнадзор, управления имущества и земельных отношений местных администраций, службы пожарной охраны, управления торговли и предпринимательства городских и районных администраций.
Представляется, что указанные сферы должны оставаться объектами первостепенного внимания при реализации системных мер антикоррупционного просвещения. Причем разъяснение требований антикоррупционного законодательства должно быть непосредственно увязано с разбором конкретных фактов коррупционных правонарушений, допущенных сотрудниками учреждений и организаций, работающих в рассматриваемой сфере. Особое внимание должно быть посвящено анализу причин и факторов, в силу которых было совершено правонарушение, изучению позиции работодателя и коллег, которые могли предупредить правонарушение, но не сделали это.