На днях была в Alma mater (мехмат наш). И как-то нахлынули воспоминания о моём поступлении, о поступлении дочери...
А тут все вокруг горячую тему экзаменов и вузов обсуждают. Мнения и подходы такие разные. И я понимаю, что далеко не все приведут к успеху.
Один из сокровенных вопросов: когда начинать готовиться к ЕГЭ? Неправильный это вопрос, девочки. Если вы рассматриваете подготовку как натаскивание на вопросы и задания за год-два, а у ребёнка профильные предметы на троечку, то не ждите высоких результатов. Увы.
Да, встречаются исключения. Вот кто-то 10 лет "балду пинал", а в 11-м кааак взялся и аж на 80 (90...100) баллов сдал русский (математику, физику - нужное подчеркнуть). И то в этих исключениях отслеживаются обычно или хорошая школа, или родители-преподаватели, или лукавство какое, которое рассказчики обычно утаивают.
Гуманитарные предметы вроде истории или общества обычно легче идут. Знаю детей, кто даже за полгода на приличный балл готовился (хорошая память и логика!). Но уже русский и иностранный - у меня таких примеров нет, чтобы в 10-м между тройкой и четверкой в школе, а потом год подготовки - и за 90 баллов на ЕГЭ.
А уж физика, математика, химия, биология - это системные предметы. Не знаешь предыдущих тем, не вывезешь последующие. Там все взаимосвязано.
По баллам. Важны не только и не столько итоговые баллы, а то, с какого уровня начали, сколько усилий приложили и в течение какого времени занимались.
Когда приходят в январе, сменив несколько репетиторов, которые отказались заниматься, и просят хотя бы на проходной балл подготовить, то 37 баллов на выходе - это хорошо или плохо? А когда парень, призёр олимпиад, на 96 баллов пишет и расстраивается, его можно понять. Чуть внимательней, и было бы 100.
Но от 60 до 70 баллов дойти - нужно приложить серьёзные усилия. А уж от 70 до 90 - там огромную работу проделать нужно. С двух сторон. От 90 до 100 - тут не только знания, тут техника математическая должна быть идеальной, концентрация внимания высочайшая. Потому что скорость работы - это время, а время - это баллы.
На 18 заданий 4 часа - совсем немного. Поэтому на всю страну на 100 баллов 0,19% в этом году математику написали.
И не стоит забывать про другие факторы. Шел на экзамен, попал под дождь, промок насквозь, написал плохо (абсолютно реальная история). Приболел к экзамену. Переволновался. Разные форс-мажоры бывают.
Эти экзамены - итог всех предыдущих лет, а не последнего года-двух. Речь сейчас не о репетиторах, конечно. Как к школе были готовы, как выбирали учителя в началке, как результаты обучения контролировали. Родители контролировали, не кто-то посторонний. Много очень факторов, которые на результаты ЕГЭ влияют.
Как пробелы выявить? На самом деле - просто. Не доверять школьным оценкам (даже если это пятерки), а тестировать ребёнка. Самое простое - открыть "Решу ВПР". Там задания по любым предметам с ответами и решениями. Хоть ВПР и ругают, но на самом деле это тесты, вполне отражающие реальность. Любой родитель может потратить немного времени и проверить базовые знания своего ребёнка. Чем раньше, тем лучше. Когда на ОГЭ выясняется, что знаний нет, это поздновато.
Поэтому правильный вопрос не "когда начинать?", а "как готовиться?". Это сильно зависит от того, когда начинать, с какого уровня и какие цели при этом ставить. Начнете в 5 классе - можно ставить одни цели, в 11 - уже другие.