Еще, как вариант. как разговорить молчуна. помимо всего вышеуказанного
советы очень дельные
если задержка только в речи. не связанная с интеллектуальным дефектом. то очень хорошо идет вариант с созданием ситуаций, связанных с необходимостью ребенку общаться и обращаться к другим детям. взрослым и т.д.
Часто наблюдаю такую картину. что если у ребнка ЗРР, то мама пытается предугадать все его обращения к ней по одному его сигналу. это конечно хорошо. и помогает. Но лучше набраться терпения. и просить сказать. объяснить, как он может. что же он хочет. Сначала детки начинают хныкать, не привыкли ведь к такому. а потом постепенно начинают говорить. От мамы требуется много терпения. потому что иногда действительно проще дать игрушку, чем ждать просьбы. НО! особо указываю, что способ для тех, у кого ЗРР основной дефект, иакже важно. что здесь мы тоже идем постепенно. то есть не требуем от ребенка сказать сразу все, а откликаться на его попытки, поддерживать в них. В общем идем постепенно. но постоянно.
Ну и конечно, для разговорения, очень хорошо сочетать пальчиковую гимнастику, упражнения с мелкой моторикой. во время которой идет обращение к ребенку. в виде задавания ему простых вопросов. чтения стишков, на которые нужны его сигналы, либо ответы. Ну и обязательно - регулярность занятий !