Со всем уважение к вам, отец Михаил, хочу снова затронуть эту тему. Сначала о малом: о том, что к церкви относятся, как к поставщику услуг. Соглашусь, что возможно есть такие люди, но в конкретно нашем случаи, когда я описывала события, могу сказать, что на первую встречу к батюшкой я шла с трепетом, даже не думая о деньгах. Я специально просмотрела наш форум, чтоб как-нибудь деликатно обойти вопрос денег, ибо мне казалось неприемлемым и скверным спрашивать "а сколько это будет стоить?". Но!!! деловой настрой самого батюшки свел на нет весь мой трепет перед таинством крещения, что и было одной из причин отказа от крещения в этой церкви. и в дальнейшем это уже и меня заставило не бояться денежного вопроса и в следующей церкви свободно обсуждать его.
Очень хорошо, что вы серьезно относитесь к вопросу крещения, в этом случае я только рад ошибиться )
Теперь же о главном. Прочитав ваш пост я с ужасом осознаю, что второй ребенок, которого мы с мужем планируем, рискует остаться некрещеным (если будут практиковаться многочисленные духовные беседы) до тех пор, пока не сможет сам нести ответственность за свои поступки и не изъявит желания креститься.
Вот здесь мне не совсем понятна связь – как наличие бесед препятствует крещению ребенка? Ведь беседы относятся к родителям, а не к ребенку. Именно жизнь родителей должна соответствовать определенному духовному уровню, чтобы малыш после своего духовного рождения попал в нужную среду, в которой он сможет развить полученные в таинстве крещения дары. Так что риска я тут никакого не вижу.
До этого я и себя считала истиной верующей. Да, возможно я не знаю многих молитв, посещаю церковь не так часто, как того требуется и прочая, но... у меня есть вера в Господа, каждое утро, когда муж уходит на работу, я молюсь за его здоровье (ибо работа у него довольно опасная), пусть не молитвой, но своими словами - искренними и правдивыми. Я стараюсь посещать хоть раз в месяц храм (конечно вам покажется это очень редко), вот теперь буду обязательно возить дочь на причастие. Т.е. я хочу сказать, что всё это я делаю не для галочки, а потому что имею веру. И что же получается? Я всё равно остаюсь ненастоящей христианкой?
Я думаю, что проблемы здесь нет никакой. Так бывает, что в определенный момент времени мы узнаем нечто большее о том, о чем, нам казалось, мы имеем полное и совершенное представление. Просто вот когда-то чего-то не знали, а потом вдруг раз, и узнали. Это нормально. Вот в Вашем случае – Вы считали, что быть истинным христианином – это молиться дома какими-то определенными молитвами за здоровье близких, иногда по возможности ходить в храм, ну и конечно же – иметь веру, как некоторую внутреннюю убежденность в бытии Бога. И тут Вы узнаете, что быть верующим – это нечто большее. Да, все перечисленное тоже каким-то образом относится к понятию «верующий», но речь идет о нечто большем. И вывод здесь нужно сделать только один – постараться узнать, какие «критерии» верующим устанавливает Бог.
Разве желание родителей покрестить своего ребенка УЖЕ не есть проявление их веры (я сейчас не говорю за тех, кому надо для галочки и гуртом отметить, таких людей я тоже не понимаю)?
В какой-то степени тот факт, что родители принесли ребенка в храм, свидетельствует о наличии веры (особенно несколько десятилетий назад, когда в храме появиться было опасным для карьеры, да и для жизни). Хотя в наше время очень часто приходится сталкиваться с откровенными атеистами, которые прямо говорят – ничего нам рассказывать не нужно, мы достаточно грамотные, чтобы верить в вашего Бога, а ребенка - давайте крестите, мы не знаем зачем, но так надо.
Желание родителей вовсе не является достаточным условием для крещения ребенка. Молодые родители, узнав о том, что у них будет ребеночек, очень хотят его поскорее увидеть. Но из этого их желания никак не следует, что ребенку нужно срочно помочь родиться - мы понимаем, что должно пройти определенное количество месяцев прежде мы увидим малыша, причем образ жизни родителей, особенно мамы, в этот период должен соответствовать каким-то определенным условиям. И в этом заинтересованы не врачи, не кто-либо другой, но прежде всего – родители. Так же и с духовным рождением.
Как не крути, а ритм жизни заставляет с собой считаться. Например, мой муж работает до 8-9 часов вечера, а так же не редко и по выходным. И у него получается нет элементарной возможности поприсутствовать на духовных беседах. И тут дело не в том, чтоб что-то поменять в своей жизни, здесь дело в нехватке времени и усталости физической. Что делать родителям, которые искре6нне желают покрестить ребенка, но не могут (ибо работодатели сейчас не церемонятся, и отпускать на беседы не будут) пройти духовную подготовку? Получается Церковь берет на себя право решать, кто достоин креститься (а соответственно и принять веру в Господа!), а кто нет?
Нет, не получается. Церковь не решает, кто достоин. Церковь подсказывает, как сделать то, что вы хотите сделать, максимально эффективно. И при этом не причинить себе вред. Вот и все.
И желание человека обрести веру уже не является главенствующим моментом?
Как раз-таки здесь главенствующим моментом является то, что вера должна обязательно предшествовать крещению. Об этом говорит Писание, об этом говорит учение Церкви. Вначале вера, а потом – крещение. Крещение неверующего невозможно, бессмысленно и абсурдно. Крещение не дает веру. Вот этого многие сейчас не знают, к сожалению.
В таком случаи, вот пример. Родители опять же не могут пройти беседы, церковь не желает крестить ребенка, ибо родители его не настоящие христиане. Ребенок (Прости Господи и не допусти!!!!) умирает. Умирает не крещеным. Виноваты родители? Церковь? Безусловно родители ребенка будут считать виновной церковь, ибо по ее нежеланию ребенок ВЕРУЮЩИХ людей (а они сами так считают) не попадет в рай!!!! И простите уж, я буду с ними солидарна. Я считаю, что крестить надо каждого, кто хочет обрести веру и без всяких бесед. А уж потом этот человек сам найдет свой духовный путь и будет ли он следовать заветам или нет останется на его совести.
Еще раз хочу обратить внимание – крещение не гарантирует спасения, дает возможность, но не гарантирует. Ваш пример – это крайний случай, в процентном отношении к общему количеству крестящихся младенцев он является крайне редким. В этом случае, в случае угрозы жизни или какой-то тяжелой болезни, священник должен крестить ребенка (да и взрослого человека) по первому требованию, без всякой подготовки. Впрочем, нужно сказать, что взрослые люди, которые приняли крещение в условиях тяжелой болезни и смертельной опасности, и после избежали смерти, обязаны изучать свою веру (47 правило Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися»). Причем в дальнейшем людей, крещеных по болезни, согласно 12-му правилу Неокессарийского Собора, запрещено рукопологать в священный сан («Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды (обстоятельств): разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных») Но, это я просто написал, для сведения.
Я же говорю, прежде всего, о случаях более распространенных, когда ребенку совершенно ничего не угрожает. И здесь очень уместно было бы процитировать слова одного известного священника, протоиерея Владимира Воробьева: «Можно провести очевидную параллель: когда рождается ребенок на свет Божий, мы употребляем все усилия для того, чтобы все было благополучно, потому что мы знаем, от того, как он родится, может зависеть вся его жизнь. Если недоглядеть, если не помочь, он может задохнуться или остаться уродом. Очень важно, чтобы был помощник, был доктор, чтобы вовремя была оказана помощь, чтобы младенец, родившись на свет, тотчас же был принят в надежные руки, чтобы первые моменты его жизни были обеспечены надлежащим вниманием и любовью. Точно так же рождающийся духовно нуждается в том, чтобы рождение было правильно, чтобы оно было обставлено наибольшей заботой и любовью, чтобы рождающийся человек был бы принят сейчас же в лоно Матери Церкви. Чтобы благодать, которую он получает как новое дыхание жизни, развивалась в нем, чтобы эта жизнь, которая только теплится, могла разгореться в настоящее пламя. Как младенец в роддоме, так и здесь человек может задохнуться от нечистоты, которой везде много, которой много даже в храме. Он может быть изуродован недолжным отношением к нему, он может быть тяжко поврежден и остаться инвалидом на всю свою жизнь»
Вот о чем заботится Церковь. Не о том, чтобы кого-то лишить крещения, кого-то показать недостойным его, но о том, чтобы прежде крещения научить тот дар, который будет получен в таинстве – сохранить и преумножить, сделать его доступным в вечности. Поэтому здесь важен не сам факт хождения родителей на беседы как обязаловки какой-то, но готовность их следовать за Христом (она, кстати, возможна только тогда, когда человек элементарно хотя бы одно Евангелие прочитает). Если такая готовность будет – найдется и время, и возможность – Господь все устроит, можете мне просто поверить. Да, есть расписание бесед в каждом храме, и я вполне допускаю, что работающим на нескольких работах или в другом городе оно может быть неудобным. Ну и что из этого? Я в таких случаях могу дать что-то почитать самостоятельно, или послушать (есть различные подготовительные беседы в mp3, можно слушать в машине, например) – а после я смогу проверить, как человек усвоил этот материал, как отразилось это на его жизни. У нас есть опыт проведения таких вот подготовительных бесед в skype-конференции, которые проходят поздно вечером, когда все уже гарантированно дома (сейчас готовим аналогичный курс в режиме вебинаров). В крайнем случае – домой к вам приду, если это необходимо. Лишь бы желание было. Вот как стоит вопрос.
А Церкви нашей не надо превращаться в бюрократический орган власти, который решает достоин человек веры в Господа или нет.
Ну а здесь я полностью с Вами согласен! )
PS:
Свящ. Георгий Казанцев. МЕРТВЫЕ ДУШИ (проблема номинальных христиан) (взгляд священника на некоторые явления приходской жизни) - а это просто почитать, если кому интересно.