Часто при обучении аутистов приходится сталкиваться с различными формами проявления протеста. Понимая, что его сейчас будут «учить», ребенок применяет весь арсенал средств, испытанных ранее на домашних, логопедах и т.д. Протест может проявляться в виде истерик, агрессии, швыряния предметов и т.д., но цель всех этих проявлений одна – избегание нежелательного действия, в данном случае – обучения.
Метод АВА основан прежде всего на принципе усилении желаемых реакций. Но как поступать в том случае, если ребенок при малейших попытках начать обучение уходит в «глухую оборону»?
Первое и основное правило – не усиливать проявления протеста. Т.е. никакие формы сопротивления, будь то плевки, кусание и т.д. не должны освобождать ребенка от необходимости выполнить поставленную задачу. Если ребенок отказывается сидеть, необходимо усадить его таким образом, чтобы он не мог выйти, уползти и т.д. (например, придвинуть стул вплотную к стене и загородить столом и т.п.), в случае аутоагрессии – чтобы минимально себя травмировал. После этого начинаем обучающий блок, игнорируя нежелательное поведение. Для обучения в этот период выбираем максимально простые задания, например, имитацию простых движений крупной моторики: положить руку на живот, на голову и т.д. Наша основная цель – преодоление негативизма и обучение ребенка сотрудничеству. При необходимости – используем физические подсказки. За выполнение задания с подсказкой поощряем. Необходимо добиться, чтобы ребенок выполнил инструкцию самостоятельно. После этого - особое поощрение, игры, развлечения, то есть усиление желаемого поведения.
«Что делать, когда ребенок игнорирует любой подход и заниматься с ним не получается?
Ну вот никак?
Система АВА работает на методе поощрений. Но чем сильнее аутизм у ребенка, тем сложнее не только найти эти поощрения вначале, а вообще вывести ребенка на то, что ты хочешь от него добиться. Можно прыгать вокруг него с его любимыми забавами, но как только ты пытаешься, чтобы он сделал что-то - он отвергает любое поощрение вообще и уходит в игнор.
Я видела, как дети уползали, орали, писались даже при малейшей попытке к ним приблизиться, не то, чтобы от них вообще что-то добиться в плане взаимодействия.
Большинство аутиков в мгновение ока просекают, что раз им дают что-то хорошее, то им прийдется и за это что-то делать. Либо играют, пока от них не пробуешь добиться того, чего они не хотят вообще в принципе. Например, у аутика - повторить движение по просьбе. Они привыкли жить в своей системе координат и вытянуть их оттуда ох как порой сложно...
Есть такая вещь в АВА, называется интервенция. Дам очень конкретный пример на аутике.
Например, ты говоришь "Сделай так" и кладешь руку на стол. Ребенок, у которого никогда ничего не требовали, падает, орет, бьется головой об пол,некоторые дети умудряются вызвать у себя даже рвоту. Это - протест. От того, что ты хочешь от него чего-то. При этом что до этого ты делал с ним, как играл - не имеет значения. Ты влез на его территорию, на которой он делает только то, что хочет и как хочет.
Так вот, сидит педагог в полном шоке перед орущим и лупящим своими членами по всему подряд мальчиком и думает, и что же ей теперь делать?
Интервенция - это когда ты добиваешься НЕсиловым методом того, чего хочешь. Чего бы это не стоило.
Сначала ребенка садят так, чтобы он минимально себя травмировал. Лучше всего на пол, в угол. Дальше расскажу на примере одного движения, например, рука - на стол или на пол.
"Делай так" - кладешь руку на стол сам и мягким движением берешь его руку и кладешь на стол. Сопротивляется, значит, просто берешь его руку и даешь только направление, куда класть. Потом хвалишь. И снова говоришь "Делай так" и снова показываешь и снова даешь направление или кладешь его руку на стол... Пока не сделает один раз, САМ.
И тогда - хвалим и играем, всеми силами показывая, что это - цель.
"Делай так" - показываем - берем -хвалим, "делай так" - показываем - берем -хвалим, "делай так"... Пока не скажешь и он не сделает.
Реакция ребенка может быть сильнейшая.Протест всеми силами, потом апатия, потом агрессия, потом жалобное, потом снова апатия, снова агрессия. Здесь война. Или он сделает это движение и получит игру, поощрение и что любит. Либо... а другого не дано. Потому что на этой войне либо ты победишь, либо ты сделаешь жизнь мягкой комнатой психушки.
Сразу скажу, что вот это перемалывание длится всего несколько раз максимум. Потом ребенок осознает, что проще сделать и получить массу удовольствия, чем орать и сопротивляться.
Дальше работает уже АВА вчистую. А АВА - это хвалить и поощрять и давать то, что нравится, вплетая в занятия. Ребенок быстро влюбляется в педагога, потому что это интересно, это увлекательно, это то, что он может. Интервенции потом практически не нужны.
Для чего я это все написала?
Потому что есть НЕфизические методы воздействия, даже тогда, когда ребенок не принимает никакие уговоры или подкупы. Кроме того, физический метод - это только страх, ничего больше. Если же мы сумеем добиться и поощрить, а потом ехать и ехать на поощрении - это другая сторона медали.
И еще. Я знаю, что кто-то обязательно скажет, а я вот, мол, никогда не заставлял, а только поощрял и все работало зашибись. Бывают такие дети, конечно.
Но вот к аутистам, к аутистам, которые не хотят взаимодействовать, которые отвергают любое вмешательство, я, если честно, не видела лучше метода. А тем более в рамках АВА.