Моя дочь, в отличие от меня, не любит читать. Ей всего 5 лет, читать может, но не хочет. Предпочитает слушать) А вот переписываться по скайпу - любит. Девочки, она пишет так, как слышит, вернее даже так, как говорит, а у нее с шипящими проблемы. Вместо "пиши" - "писы", вместо "сейчас" - "сисяс", "кактызевёш" - "как ты живёшь" и так далее. Ну и все остальные ошибки присутствуют. Мне интересно, это пройдет с возрастом или так и закрепится в памяти у нее? Может, не разрешать ей пока? Вот не знала, что можно научиться писать раньше чем читать)
Настя, то есть дочка так и произносит: "Пи
сы", "си
сяс"?
Если только такие ошибки, то это не страшно. То есть ребенок как слышит, так и пишет. Это может быть функциональной дислексией у нее. Функциональная - значит, возрастная, обусловленная причинами неорганического характера. Но может быть и что-то другое.
ИМХО, к логопеду обязательно надо вести. Я могу порекомендовать Т.В. Буденную - она лучшая в нашем городе, ИМХО.
Корректировать надо, потому что в таком возрасте уже это может помешать формированию слухового анализа и синтеза.
То есть я как раз-таки считаю, что обратить внимание стоит. Да, ошибки типа "кАрова дОет мАлАко" - нормальны. Но надо их дифференцировать от логопедических нарушений (тем более, что в речи нарушения есть).
Девочки, просто легче сейчас скорректировать, чем потом, когда на деток обрушивается школьная нагрузка.
У меня бывают такие детки иногда, с легкой степенью. Вот прямо жалко мне бывает, что родителям не подсказали, потому что таким ребяткам реально помочь в дошкольном возрасте, и проблем у них не будет.
У меня Настя пишет так, например: "пздрвляю тебя мамчкалюбимя" ("поздравляю тебя мамочка любимая"). Это элементы дисграфии легкой степени (нарушение фонематического анализа и синтеза). Хотя читать любит очень, читает с трех лет (научила я ее еще раньше). Так что это далеко не всегда панацея.
Еще если детка буквы пишет в зеркальном отражении, "не видит" структуры слова или переставляет слоги - это повод задуматься.
Вот, посмотрите, как может проявляться дислексия и дисграфия.
Дислексия и дисграфия – нарушения письменной речи (чтения и письма), обуславливаемые разнообразными причинами.
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребенок может проявлять недюжинные способности.
Основные симптомы дислексии:
– замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких (например, звонких и глухих), а также замены графически сходных букв (х – ж, п – н, з – в и др.);
– побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно;
– искажение звуко-слоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках звуков, их добавлениях или перестановках звуков, пропусках или перестановках слогов и др.;
– нарушение понимания прочитанного как на уровне отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом расстройства технической стороны чтения может и не быть;
– аграмматизмы при чтении: нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от ее вида, степени выраженности, а также от этапа овладения чтением.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладения письмом при нормальном развитии интеллекта.
В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых «специфических ошибок»:
– пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
– замены и смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным характеристикам звуки;
–смешение букв, сходных по начертанию;
– нарушение грамматического согласования и управления слов в предложении, нарушение структуры предложений (пропуски, разрывы, перестановки слов.
– аграмматизмы на письме.
Языкового анализа и синтеза нарушения – проявляются в искажениях структуры слова и предложения, которые проявляются в характерных ошибках.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи»);
– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановка букв (тропа – «прота», ковром – «корвом»);
– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»);
– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».
На уровне предложения:
– слитное написание слов (особенно предлогов) с другими словами (на ветвях ели и сосны – наветвях елии сасны);
– раздельное написание слов: например, приставки и корня (летом по реке идут пароходы – летам пореке и дут парходы);
– запись целого предложения в виде одного, чаще всего искаженного, «слова» (цветы стояли на столе – цвтыстялнастле).