Ещё про одну напрочь забытую в образовании вещь…
Пару месяцев назад были на юбилее знакомой. Для детей был организован отдельный стол. Знаете, как все сидели за ним? Уткнувшись в телефоны. Тогда родители забрали телефоны, даже у старших детей, надеясь, что те всё-таки начнут общаться или играть.
Ничего не произошло. При этом это не стеснение. Многие из этих детей друг друга знают. Вопрос в другом. Именно в неумении общаться в большой компании. Большая часть этого общения - это «вербальная передача интересной информации друг другу». Вот этого нет. Нет этого навыка вовсе. Зачем он нужен этот навык? Просто без него человек не общается, и дальше он просто чувствует себя одиноким внутренне. Он утыкается в телефон, который заманчив и интересен, вместо того, чтобы искать пути общения с другими себе подобными.
Идем дальше. Месяц назад была у сестры в Москве. Она и её подруги - это вузовские преподаватели иностранных языков, при этом ВУЗы достаточно престижные: МГИМО, РАНХИГС, МГУ.
Одной из базовых методик, позволяющей овладеть языком и сохранить этот навык навсегда, чтение текстов на иностранном языке ( вначале очень простых) с последующим пересказом этого текста даже с опорой на текст. Этим они и занимаются ос своими студентами. В один из дней приходит домой совершенно расстроенная после занятий моя сестра и просит моего совета, как психолога. А произошло у неё вот что. Четыре недели подряд она читает и переводит со студентами один и тот же небольшой и простенький текст, который за 4 недели уже можно было просто наизусть выучить, и не может добиться того, чтобы студенты ей этот текст пересказали. Тогда она просит их просто пересказать его на русском. Ни один (!), а это стобалльники не может этого сделать. При этом в году из-за 30 тысяч олимпиадников ( олимпиад не было и всех заявивших просто посчитали победителями) поступить было реально труднее, чем в прошлые годы. Занавес!
Посидели с подругами сестры, обсудили. Оказалось, что эта проблема у них у большинства. И мало того, с каждым годом нарастает. Две преподавательница также попросили пересказать текст по-русски. Результат был совершенно аналогичным. Они у ужасе.
Сестра просит проанализировать, что происходит.
Ответ очень прост. Отсутствие навыка пересказа или рассказа, в принципе. Как мы учились? Большая часть устных предметов (Литературы, истории, биологии и даже физики-химии) состояла в ответе у доски. Это и был по факту пересказ прочитанного дома. Иногда нас еще заставляли писать планы или планы-конспекты. Это и есть работа над текстом и его анализ. Конечно, была при этом специфика у каждого предмета. По литературе пересказывали и анализировали, например. При этом, например, просили при пересказе избавиться от прямой речи. Сейчас времени нет, и слушать никто никого не хочет. Куда проще взять рабочие тетради, и пусть заполняют. Учитель может отчитаться и родителю аргументировать оценку, в случае необходимости. Про то, что это увеличило по факту нагрузку на учеников и количество письменных предметов я уже писала. А вот то, что это упразднило пересказ – нет. Между тем, нельзя недооценивать эту составляющую процесса обучения. Она учит соблюдать в рассказе логические связи, активно ( в отличие от тестирования (!) использовать материал, использовать в том числе в своей речи термины и т.д. При пересказе материал лучше запоминается, в итоге. ЛУЧШЕ,чем после 1000 тестов!
Сестра попыталась мне возразить. «Но школьники же даже изложение пишут в 9-ом!» - Ага, Федот да не тот. Мы считаем под изложением письменный пересказ услышанного пару раз текста. А дети наши в реальности занимаются в данном случае реферированием текста, что, конечно, тоже неплохо. Особенно для обучения в ВУЗе. Но не является базовым навыком для всех, и не умаляет значимости пересказа. Потому как про развитие речи просто промолчу.
В рамках нынешних ПА даже на СО никуда не денешься от тестов и умения детей с ними работать. Но и этот процесс не нужно забывать.
Кстати, могу признать честно. Года полтора назад обратила на это внимание со своим младшим. При его языках, начитанности и общительности, ему стало трудно даже анекдот или притчу рассказать. Так что мы этот важный метод тоже пропустили. Всё как-то времени нет. И последний год пытаемся совместными усилиями наверстать. Везде, где можно навёрстываем. Минут свободная есть? Сразу просьба к сыну: расскажи, что увидел, прочитал, услышал. Например, по истории.
Поэтому да! Рабочие тетради, чаще зло, чем польза.