Полин, в обучении чтению мне больше всего нравятся кубики Зайцева.
Но с младшим не использовала. Как-то в этот раз всё само получилось.... Просто буквы учили на номерах машин, а потом "застукала" его в магазине за чтением названий продуктов.
![Хихикающая:) :girl_haha:](/forum/Smileys/default/girl_haha.gif)
При этом младший рос, как саксаул. По тсаршему поняла, что учить надо тогда, когда спрашивает. На старшем провела все возможные эксперименты по чтению. Системы были разные: Глена Домана, Сесиль Лупан и пр. и пр. Итог: буквы знал в 3, читать начал около 6, когда мотив появился и , сокрее всего, мозговые структуры созрели. С младшим сознательно не торопилась. Видела, что у старшего интерес к обучению быстро пропал в началке. Причины: обучение до началки и сама началка. То, что я сейчас вижу у младшего, радует. У него такой живой костёр жажды к знаниям горит.
![Согласная я:) :aha:](/forum/Smileys/default/aha.gif)
Для себя сделала вывод, что дошколят нужно учить только тому, к чему проявляют интерес. Помочь развить интерес могу совместные занятия. Вместе лепить, рисовать и пр.
Потом уже анализируя системы раннего развития, пришла к мысли, что не все они оправданны. Дети до обучения должны многое постичь. Должна быть та база, на которую всё обучение потом ляжет. По исследованиям психологов, например, дети, лишённые игр с водой в ванночке, не усваивают понятие объёма в школе. У них просто нет ощущений, которые помогут им в этом.
А на сверстников, я, лично, не ориентировалась. Знаю, что народ с ума сходит по раннему развитию. Загружает деток с рождения. А результат? всё это можно освоить за пару месяцев в началке и средней школе. У меня подруга предлагала с младшим в годик на английский куда-то в развивайку ходить. Объяснила, что в этом возрасте только мама может это сделать. А потом после того, что я научила в прошлом, наверное, полгорода английскому с 4 лет ( у меня ежегодно было около 60 детей - а занималась я этим лет 10
![secret :secret:](/forum/Smileys/default/secret.gif)
) могу тебе точно сказать, что лучше всё-таки с 6 -7 лет. Нужно, чтобы родной язык был идеально усвоен. И не в смысле того, что нормально говорит, а в смысле богатства языкового выражения. Так что мой личный опыт подсказывает не торопиться и не делать того, что делают все. Я это называю "следовать за ребёнком" Для меня сейчас очень важно, чтобы жажда к знаниям и открытиям у младшего не иссякла. И кстати, недавно где-то читала о тибетских периодах воспитания детей. Там до 6-7 лет идёт только то, что я для себя называю развитие нравственности и души. Период подготовки к обучению - 8-10 лет. 10-14 лет считаются годами "великого учения"