Увы. Почти 15 лет преподаю в ВУЗе. Тенденция неутешительная. Первокурсники в большинстве своем имеют серьезные пробелы в знаниях, не умеют абстрактно мыслить, ясно выражать свои мысли ( и письменно, и устно), панически боятся говорить перед аудиторией и выходить к доске. Не умеют решать даже линейные уравнения, не знают годы ВОВ, познания в иностранных языках часто ограничиваются знанием алфавита и т.д.
При встрече с неравнодушными преподавателями ( если посчастливится) - ситуация к концу обучения несколько улучшается: закрываем глаза, усмиряем эмоции и доучиваем то, что в школе не выучили, но без чего дальше в освоении конкретной дисциплины не двинуться.
Но в целом ситуация удручает.
А что касается устного счета, Вы абсолютно правы:)
Помню, когда сын учился во втором классе, познакомилась с одним заслуженным учителем. В одной из бесед я гордо заявила, что сын уже умеет решать примеры в столбик:)) На что мне спокойно ответили, что надо устно считать. А столбики - это если уж совсем слабенький ученик и устно просто никак))) С тех пор считаем устно)) Тут, правда, другой подводный камень: считаем быстро и в уме, а вот записать решенное - целое дело. Уже ведь решено - записывать неинтересно.))
Согласна со всем вышесказанным. Мы с Вами коллеги, только мой профиль - иностранные языки, я тоже ВУЗовский преподаватель, со школьниками работала в качестве репетитора. Но я бы акцентировала внимание на другом аспекте: у нынешних студентов действительно большие пробелы в знаниях, отсутствуют многие важные навыки и вообще наблюдается общая тенденция "хватать по верхам", но не от того, что они глупее нас, когда мы были в их возрасте. Я вижу, например, огромное количество неучей-преподавателей с такими же проблемами
, которые сами говорят с чудовищными ошибками и жутким "прононсом", но требуют от учеников безошибочные ответы на тестировании. Требования к знаниям (не говоря уже о культуре и отношению к ученикам) обычного учителя очень и очень снизились,люди просто на занятиях делают с учениками домашнее задание или другой вариант - все время дают новый материал, старый даже не спрашивая. Я даже удивляюсь, как наши простые незвездные школьные учителя умудрялись за обычные 40 минут и класс опросить, и новый материал дать, и упражнения по нему сделать, и домашнее задание разжевать. И работали эти люди за обычную зарплату, и находили время повышать квалификацию, и многие ученики в результате поступали в ВУЗы без репетиторов. Как может учитель-непрофессионал дать глубокие системные знания ученику? П.С. По навыкам устного счета в математике тоже согласна, сама училась в мат.школе, до сих пор помню различные способы сложения в уме без "столбика"