Вчера на вебинаре меня спросили про то, по каким программам мы учимся с младшим сыном. Нет единой. По каждому предмету всё своё. Сегодня расскажу про русский. Ещё со старшим сыном мне пришла в голову замечательная мысль отказаться от стандартных школьных учебников по русскому. Не могу сказать, что всё так плохо с учебниками. Но даже мои советские мне напоминают заезженную пластинку. И кстати, когда им пришлось добавить целый класс ( советская школа напомню была 10-летней), то появилось ощущение, что некоторые темы «высосаны из пальца». Каким образом ученики царской российской гимназии, имеющей на все классы один тонюсенький учебник, могли писать гораздо грамотнее, чем мы? Есть у меня на это соображения, но об этом как-нибудь в другой раз.
Зная это, я уже со старшим сыном отказалась от школьных учебников. Мы шли по учебникам обожаемого мною Дитмара Эльяшевича Розенталя. Признаюсь, что сама «выправляла» в старших классах грамотность по его пособию для поступающих в ВУЗы. Писала всегда невнимательно, могла, например, деепричастный оборот выделить с одной стороны запятой, а с другой забыть. Вместо репетиторов в 10 классе сама занималась по этому пособию, что сильно повлияло на мою хорошую оценку при поступлении. Теорию мы брали из ВУЗовского учебника по русскому языку. А практические задания и диктанты из сборника для поступающих в ВУЗы. Результат – четвёрка на ЕГЭ по русскому без репетиторов. Старший сам признаёт, что четвёрка только из-за того, что начал готовится к ЕГЭ только после 9 мая. То есть на подготовку или «натаскивание» по русскому при помощи интернет-ресурсов у него было меньше месяца. Но я опять отвлеклась… В целом я довольна грамотностью сына. Его коробит безграмотность его сверстников в соцсетях. Помимо использования учебников Розенталя мы писали много диктантов и различных сочинений.
Младший раньше ушел на СО. Поэтому внесла коррективы. Теорией мы занимаемся по старому советскому сборнику Баранова. Мы разбираем, обсуждаем, конспектируем в схемах. Находим интересные случаи из жизни. Практику мы берём из сборников
Л. А. Ахременковой. По ней я занимаюсь с младшим с начальной школы. У неё есть сборники на все классы. Не знаю, как выразить ей свою благодарность за столь качественный и эффективный подход к обучению. Система отличная! Ну и, конечно, масса письменных работ: сочинения, диктанты, изложения. Кстати, частые диктанты вообще в царской школе считались основой грамотности. Так что мы пишем их еженедельно. А иногда и чаще, если получается. Ещё я добавляю распечатки- “вставлялки» на словарные слова. Их заполняет сын до полного запоминания. В результате он пишет достаточно грамотно